СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

ПЕВЕЦ, ПЕДАГОГ ФАНАВИ САЛИХОВ (штрихи к творческому портрету) - Дипломная работа №42227

«ПЕВЕЦ, ПЕДАГОГ ФАНАВИ САЛИХОВ (штрихи к творческому портрету)» - Дипломная работа

  • 58 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. Творческий путь Ф.З. Салихова…7

ГЛАВА II. Певец и педагог Ф.З. Салихов …. 13

2.1. Солист оперы …. 13

2.2. Концертная деятельность ….22

2.3. Педагогическая работа ….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.33

ЛИТЕРАТУРА .36

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.39

ПРИЛОЖЕНИЯ .40

1. Оперный и концертный репертуар солиста Башкирского

государственного театра оперы и балета Ф.З. Салихова….40

2. Программа юбилейного концерта нар. арт. РБ, засл. арт. РФ,

солиста оперной труппы Башкирского государственного театра оперы

и балета Фанави Салихова …47

3. Фотоиллюстрации …51


Введение

Вокальная школа Республики Башкортостан славится именами, среди которых: братья Аскар и Ильдар Абдразаковы, Идрис Газиев, Зухра Байбурина, Альфия Каримова, Флюра Кильдиярова, Фанави Салихов, Эльвира Фатыхова, Лилия Халикова, Вахит Хызыров и др. Выпускники кафедры вокального искусства работают в ведущих оперных театрах, филармониях страны и за её пределами, ведут преподавательскую деятельность в средних специальных и высших учебных заведениях.

Огромную роль в разные годы в дело воспитания молодых вокалистов внесли педагоги вуза: засл. деят. иск. РСФСР и БАССР, отличник высшей школы СССР, профессор М.Г. Муртазина; нар. арт. РСФСР и БАССР, профессор Б.Н. Валеева; нар. арт. ТАССР, профессор З.Г. Байрашева; нар. арт. РСФСР и БАССР, профессор М.Х. Хисматуллин; профессор Л.Г. Менабени; нар. арт. РБ, профессор Р.Г. Галимуллина (Хабибуллина); засл. арт. БАССР, профессор Р.М. Юлдашбаева; засл. раб. культ. РБ Л.А. Каримова и др.

В наши дни большой вклад в становление профессиональных певцов вносят профессора: засл. деятель иск. РБ и РФ Ф.Ф. Сагитова; засл. арт. РФ и РБ Я.А. Абдульманов; засл. арт. РФ, нар. арт. РБ и РТ И.М. Газиев; нар. арт. РБ и РФ Ф.А. Кильдиярова и др.

Воссоздание творческого пути каждого певца, продолжающего традиции вокальной школы республики, имеет большую значимость для развития её музыкальной культуры.

Актуальность темы работы исходит из её не разработанности. На сего-дняшний день отсутствуют специальные работы, посвященные творческому пути нар. арт. РБ, засл. арт. РФ Фанави Зикафовича Салихова.

Объект исследования – вокальная школа Республики Башкортостан.

Предмет исследования – творческий путь солиста Башкирского государст-венного театра оперы и балета, старшего преподавателя кафедры вокального искусства Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова Ф.З. Салихова.

Цель выпускной квалификационной работы – всестороннее освещение творческой и педагогической деятельности Фанави Зикафовича Салихова.

Объект, предмет и цель исследования связаны с решением следующих задач:

– составление биографии Ф.З. Салихова;

– сбор и систематизация материалов по творческой деятельности

Ф.З. Салихова как солиста БГТОиБ;

– анализ оперных партий, исполненных оперным певцом Ф.З. Салиховым;

– характеристика концертной деятельности;

– рассмотрение педагогической деятельности;

– изучение фондов архивов и библиотек РБ в избранном направлении;

– комплектация справочного материала по теме ВКР.

Методология и методы исследования. В работе применен комплексный подход к изучению темы. В вопросах рассмотрения творческого пути певца, педагога Ф.З. Салихова автор опиралась на труды ведущих педагогов отечественной вокальной школы М.С. Агина, З.Г. Байрашевой, Н.К. Гасташевой, А.С.Яковлевой. В том числе, автор ВКР знакомилась с работами видных специалистов башкирской вокальной школы М.С. Алкина, Б.Н. Валеевой, Р.Г. Галимуллиной, М.Г. Муртазиной, Ф.Ф. Сагитовой и др.

Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется наиболее полным рассмотрением поднятой темы, посвященной творческому пути певца, педагога Ф.З. Салихова.

Апробация работы состоялась в виде участия в научно-практической конференции и публикации статьи в сборнике «Газиз Альмухаметов и музыкаль-ная культура Башкортостана (к 125-летию со дня рождения)» (Уфа, 2021).

Практическая значимость работы заключается в целесообразности её ис-пользования в учебных курсах «Истории башкирской профессиональной музыки», «Музыкального краеведения», «Оперной драматургии» музыкальных отделений ссузов и вузов Башкортостана. Работа может представлять интерес также и для ценителей башкирского оперного искусства.

Структура работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, За-ключения, Списка литературы и ряда Приложений.

Во Введении сформулированы основные положения работы: цель и задачи, обоснована её методология и научная новизна, обозначена практическая значимость.

Первая глава «Творческий путь Ф.З. Салихова» раскрывает биографию солиста БГТОиБ и педагога УГИИ имени З. Исмагилова. Материал главы изложен хронологически с использованием архивных источников (семейного архива артиста, архивов БГТОиБ, Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди Республики Башкортостан, Радиовещательной компании «Башкортостан»).

Вторая глава «Певец и педагог Ф.З. Салихов» состоит из трех разделов.

В первом разделе «Солист оперы» показана работа солиста Ф.З. Салихова в БГТОиБ за период 1988–2020 гг.; дается анализ отдельных партий в исполнении Ф.З. Салихова из опер зарубежных, отечественных и башкирских композиторов; рассмотрены партии из опер с участием солиста Ф.З. Салихова: «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, либр. композитора и И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея; «Травиата» Дж. Верди, либр. Ф.М.Пьяве; «Кахым-туря» З.Г. Исмагилова, либр. И. Дильмухаметова и А. Дильмухаметовой; «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова, либр. Б. Бикбая; «Послы Урала» З.Г. Исмагилова, либр. И. Дильмухаметова; «В ночь лунного затмения» С.А. Низаметдинова по трагедии Мустая Карима.

Второй раздел «Концертная деятельность» раскрывает многостороннюю работу певца в области концертно-камерного исполнительского искусства. Автор обращает внимание на объемность исполнительского репертуара солиста, включающего произведения композиторов зарубежных, отечественных и национальных школ, а также на особое место, которое в творчестве певца занимают башкирские народные песни мелодических стилей «озон-кюй» и «кыска-кюй».

Третий раздел «Педагогическая работа» посвящен профессиональной деятельности Ф.З. Салихова в учебных заведениях среднего и высшего звена: в Уфимском училище искусств (колледж), в должности профессора в БГПУ им. М. Акмуллы, а также на кафедре вокального искусства УГИИ им. З. Исмагилова. В разделе указаны учебно-методические требования, предъявляемые педагогом Фанави Салиховым к обучающимся в Уфимском училище искусств.

Заключение содержит краткие итоги по теме выпускной квалификационной работы.

Список литературы включает 26 наименований.

ВКР имеет три Приложения.

В первом «Оперный и концертный репертуары солиста Башкирского государственного театра оперы и балета Ф.З Салихова» дана наиболее полная информация об участии Фанави Салихова в многочисленных оперных постановках 1988–2017 годов. Отдельно указан концертный репертуар певца, включающий вокальные произведения башкирских и татарских композиторов, а также азербайджанского композитора.

Во втором Приложении дана программа юбилейного концерта нар. арт. РБ и засл. арт. РФ, солиста оперной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета Фанави Салихова, состоявшегося 21 апреля 2007 года в БГТОиБ.

Третье Приложение содержит фотоиллюстрации, показывающие творческую и педагогическую работу нар. арт. РБ, засл. арт. РФ Фанави Салихова.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА II. Певец и педагог Ф.З. Салихов

1.1. Солист оперы

За годы работы в БГТОиБ ведущий солист Ф.З. Салихов овладел об-ширным репертуаром. Обладатель незаурядного голоса (лирического тенора) был востребован во многих спектаклях зарубежных, русских, отечественных композиторов, авторов национальных опер. Техничному, красивому по тембру голосу Ф.З. Салихова доступны разноплановые оперные партии. За годы работы в БГТОиБ он спел более 40 партий. Это говорит о масштабности и многогранности таланта Ф.З. Салихова. Певец строг к себе, трудолюбив. Каждая партия для него является новой музыкальной ступенью в достижении певческих высот.

Солистом Ф. Салиховым исполнены разноплановые партии из опер зарубежных и русских композиторов. Среди них партии: Тамино в «Волшебной флейте» В.А. Моцарта, Надира в «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, Герцога Мантуанского в «Риголетто» Дж. Верди. Из произведений русских композиторов: Владимир Игоревич в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина, Ленский в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского, Берендей в «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова и др.

Сценический оперный репертуар Ф.З. Салихова богат исполнением партий, принадлежащих башкирским композиторам. Большой зрительский резонанс вызвало у оперных меломанов исполнение партии Салавата Юлаева в одноименной опере З.Г. Исмагилова. Небывалый успех сопутствовал исполнению певцом партий в операх З.Г. Исмагилова – «Акмулла» (старик Хазрета), «Шаура» (Акмурза), заглавной партии «Кахым-туря» (Кахыма).

В опере «Нэркэс» композитора Х.Ф. Ахметова, либретто Х. Ахметова и

Р. Валиуллина (по одноименной трагедии И. Юмагулова), певец исполнил партию Сулеймана.

Немало партий исполнил Ф. Салихов и в операх, написанных та-лантливым башкирским композитором, заслуженным деятелем искусств РБ и РФ С.А. Низаметдиновым. Среди них отметим: Дивана в опере «Ночь лунного затмения» (либретто С. Низаметдинова и Р. Галеева по одноименной трагедии М. Карима), Художник и Подмастерье в «Memento» («Помни!», с использованием текстов Сократа, О. Хайяма, М. Буанаротти, М. Лермонтова, С. Есенина); авторы либретто оперы – Р. Галеев и Р. Хантимиров). В опере «Черные воды» композитор как либреттист использует одноименную поэму народного поэта Башкортостана М. Карима. Здесь Ф. Салихов исполнил партию Якупа. В опере «Наки» (либретто Р. Галеева по одноименной пьесе А. Сакаева) Ф. Салихов исполнил партию Кияма.

В становлении Ф. Салихова как ведущего солиста театра важную роль сыграли работавшие дирижерами в БГТОиБ в разные годы Ю. Анисичкин, М. Ахмет-Зарипов, Ф. Идрисов, Г. Ким, А. Людмилин, Р. Лютер, А. Макаров, Ф. Мансуров, Г. Муталов, В. Платонов, Р. Сабитов, Р.А. Якупов и др.

Особо большую роль оказали профессиональному росту Ф.З. Салихова и оперные певцы старшего поколения Н. Абдеев, Н. Аллаярова, М. Галеев, С. Галимова, И. Ивашков, Т. Сагитов, З. Фархутдинова, М. Хисматуллин и т.д. Дальнейший его творческий путь проходил в совместной работе на сцене с разноплановыми певцами – Я. Абдульмановым, Л. Ахметзяновой, Г. Бутолиной, Р. Гареевым, Х. Ишболдиным, Ф. Кильдияровой, Р. Кучуковым, Э. Фатыховой, Р. Хабибуллиным и др.

В одной из бесед автора ВКР с солистом БГТОиБ Фанави Салиховым выяснилось, что его кумиром по сцене был обладавший удивительным ярким голосом башкирский певец Магафур Хисматуллин. «К оперному пению он побудил во мне тягу… Мне всегда хотелось походить на него и продолжить его традиции. Я счастлив, что пою на сцене замечательного БГТОиБ и стараюсь добиться своей цели, поставленной еще в юношеские годы…», – говорит Фанави Зикафович.

Магафур Хисматуллович Хисматуллин (1915–2004) – певец, режиссер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1955) и Башкирской АССР (1949). Нар. арт. РСФСР (1965) и Башкир-ской АССР (1953). Удостоен Респ. пр. им. Салавата Юлаева (1968). Солист БГТОиБ (1939–1982). Гл. режиссер БГТОиБ (1963–1967). В театре исполнил более 50 оперных пар-тий в музыкально-сценических произведениях русских, отечественных, национальных композиторов. Обладатель лирико-драматического плана тенорового голоса. В 1970–1990 гг. преподавал в УГИИ в классе оперного пения. Непревзойдённый мастер в создании сценических образов лирического, трагедийного и комедийного плана.

Первый исполненной ролью на сцене БГТОиБ солиста Ф.З. Салихова была партия Ивана Лыкова в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская не-веста. Партию готовил певец под руководством главного дирижера, нар. арт. Башкирской АССР Гайнетдина Муталова.

Пресса отмечала в обладателе лирического тенорового голоса гибкость, техничность и полетность. Голос певца Фанави Салихова покорил слушателей и задушевным, эмоционально-образным исполнением партии, умением раскрыть тончайшие нюансы произведения.

20 апреля 1996 года в БГТОиБ состоялся бенефис Фанави Салихова. Здесь певец участвовал в постановке оперы С.А. Низаметдинова «В ночь лунного затмения», созданной по трагедии Мустая Карима. Фанави Салихов выступил в заглавной роли Диваны – юродивого пророка. Роль Диваны певец готовил с режиссером Р. Галеевым.

Салават Ахмадеевич Низаметдинов (1957–2003) – засл. деятель искусств РБ и РФ, лауреат Государственной премии имени Г. Саляма, лауреат премии Союза композиторов им. Д.Д. Шостаковича, лауреат Международной премии «Филантроп» и т.д. Автор опер, вокально-инструментальных произведений, хоровых и камерно-инструментальных произведений, эстрадных песен.

В отзыве о постановке оперы С. Низаметдинова «В ночь лунного за-тмения», известный педагог вокала республики, профессор М.Г. Муртазина указала на прекрасное исполнение роли главной роли Диваны певцом Ф. Салиховым [16].

Сам автор оперы «В ночь лунного затмения» Салават Низаметдинов, отзываясь о певце Ф. Салихове, говорил, что «партия получилась как бы для него специально написанной. Для меня, как для режиссера, созданный Салиховым образ Диваны был радостной неожиданностью».

Отметим, что слушателей в постановки оперы привлекло актерское и вокальное мастерство певца в исполнении сложной партии, состоящей толь-ко из музыкальных фрагментов, без арий и песен.

30 мая 2007 года в БГТОиБ состоялся 47-ой спектакль оперы Дж. Верди «Травиата». Вторая роль – партия Альфреда в опере – была исполнена народным артистом Республики Башкортостан Фанави Салиховым . Композитор показал в главной роли Виолетты трагедию женщины, загубленной буржуазном обществом; в лице второго героя, лицемерного Жоржа Жермона автор осуждает лживую буржуазную мораль. Вынужденный разрыв Виолетты с Альфредом заканчивается ее гибелью. Перед исполнителем партии Альфреда стояла нелегкая задача в решении образа как в сценическом, так и музыкальном отношении. Это исходило и от темы оперы, и от психологического богатства образов героев, а также отсутствия показного начала в постановке. И с этой задачей Фанави Салихов успешно справился.

В наши дни с большим успехом идет на сцене БГТОиБ героико-патриотическая опера «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова. Создателями оперы

являются видные деятели культуры и искусства нар. арт. СССР, компози-тор, профессор З.Г. Исмагилов (1917–2003) и засл. деятель искусств РБ, башкирский драматург Баязит Бикбай (1909–1968). 0пера посвящена историческому событию 1773–1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. В центре произведения стоит башкирский полководец Салават Юлаев, принявший участие в Пугачевском восстании против царских наставников, поработивших народ. Отметим, что премьера оперы состоялась ещё в 1955 году в Уфе, затем в Москве во время Декады литературы и искусства Башкирской АССР .

В опере «Салават Юлаев» традиции оперной классики сочетаются слиянием башкирских национальных истоков. В опере использованы мело-дии башкирских и русских народных песен и наигрышей. К ним относятся выдержанные в мелодическом стилях «озон кюй»: «Урал», «Гильмияза», «Салимакай»; «кыска кюй» «Салават»; инструментальный наигрыш «Журавлиная песнь»; мелодии русских народных песен «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка» и «Слава».

Заглавную партию в опере «Салават Юлаев» в разные годы исполняли солисты театра, обладатели лирико-драматического тенорового голоса Х.Л. Галимов, М.Х. Хисматуллин; обладатели лирического тенорового голоса – Н.З. Абдеев, Х.Х. Ижболдин.

В исполнении заглавной партии солисту Фанави Салихову, по отзы-вам прессы, удалось полно раскрыть образ национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Партия требует от певца наряду с хорошими голосовыми данными и большого сценического, эмоционального образного перевоплощения. Сам певец по этому поводу говорит что, работая над образом, он стремился к естественности в перевоплощении своего героя от лирического до драматического состояния, виртуозной техничности исполнения, окраске тембра интонаций.

Так, Салават, потрясенный смертью жены Амины (IV д., 7 к.), во взволнованном состоянии исполняет арию «О, горький час». Ария написана композитором в характере башкирских протяжных песен «озон кюй». Этому способствуют широкий диапазон напева, развитие мелодии с протяженными фразами, обращение пентатонному ладу. Вместе с тем, напряженное звучание арии создается и заполнением интервальных скачков сложными орнаментальными распевами, а также повторяющимися волнообразными мелодическими построениями с движением к кульминационной точке. Оркестровое сопровождение усиливает лирико-драматическое звучание арии сильными динамическими оттенками, созданием фона через выдержанные квинтовые звучания, сочетающиеся с аккордами, имеющими триольный ритмический рисунок [14, с. 233–239].

В 2004 году солист БГТОиБ Фанави Салихов покорил публику выступлением в заглавной роли Кахыма в опере композитора Загира Исмагилова «Кахым-туря», представленной в рамках Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в Москве.

Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – видный композитор, общественный деятель, педагог, народный артист СССР, лауреат премий Башкирской АССР имени Салавата Юлаева (1967), Государственной премии имени М. Глинки (1973). Основатель Уфимского государственного института искусств (ныне УГИИ им. З. Исмагилова) (1968). Автор опер «Салават Юлаев», «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Кахым- туря», музыкальной комедии «Кодаса». Композитору принадлежат многочисленные произведения для симфонического оркестра, вокально-инструментальные и камерно-инструментальные сочинения.

Авторы либретто оперы «Кахым-туря» И. Дильмухаметов и А. Диль-мухаметова использовали легенду-предание, повествующую о реальных со-бытиях Отечественной войны 1812 года. Сюжет оперы основан на историческом факте, который связан с гибелью возвращающегося после победы на родину домой командира одного из башкирских полков. Этот факт ярко передан в многочисленных записях башкирской народной песни «Кахым-туря», осуществленных фольклористами в разные годы.

В самой ранней записи русского музыканта С.Г. Рыбакова описано, что «Касым-туря был полковым командиром башкирского войска в начале его существования, отличался расторопностью и ловкостью в деятельности, из зависти его отравили сулемой. Мать после его смерти поминала его этой песней» [17, с.116].


Заключение

Успех выступлений певца, солиста БГТОиБ Фанави Салихова исходит от его преданности избранной специальности, любви к пению, постоянной работе, стремления к достижению поставленных целей, обогащению кон-цертного репертуара.

За годы многолетней творческой деятельности на театральных сценах Республики Башкортостан и за её пределами Ф.З. Салиховым исполнено це-лая галерея ведущих персонажей в операх зарубежных, русских, отечественных композиторов. Это оперы Дж. Верди («Травиата», «Риголетто»), Дж. Пуччини («Богема»), Ж. Бизе («Кармен») и др.; партии из опер русских композиторов А.П. Бородина («Князь Игорь»). П.И. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»), Н.А. Римского-Корсакова («Снегурочка», «Царская невеста») и др.

На особом месте в репертуаре певца Фанави Салихова разнохарактер-ные партии из опер башкирских композиторов: Х.Ф. Ахметова («Нэркэс»), З.Г. Исмагилова («Акмулла», «Кахым-туря», «Салават Юлаев», «Шаура»), С.А. Низаметдинова («В ночь лунного затмения», «Memento», «Наки», «Черные воды»).

Разноплановый перечень спетых оперных партий Ф.З. Салиховым подтверждает его многогранный талант, преданность оперному искусству. Успеху певца на театральной сцене сопутствовал, прежде всего, поиск новых красок в сценическом воплощении партий, полное раскрытие тембровых, технических возможностей голоса и неустанная работоспособность.

«Я мечтал стать оперным певцом и стал им. Хочется работать, быть причастным ко всему, что происходит в моем родном театре», – говорит солист БГТОиБ Фанави Салихов. Певец утверждает, что «когда уже спето более 40 партий, чувствуешь себя неотделимой единого творческого организма, непрекращающегося художественного процесса. Каждая роль – это отдельно прожитая жизнь. И неважно – на каком языке ты поёшь…Главное, чтобы голос ложился, – и партия получится».

Масштабна и концертная деятельность солиста БГТОиБ Фанави Сали-хова. На эстрадных площадках в его исполнении звучат песни, романсы башкирских и татарских композиторов: Хусаина Ахметова, Загира Исмагилова, Салавата Низаметдинова, Розы Сахаутдиновой, Абрара Габдрахманова, Роберта Газизова. В том числе вокальные произведения татарских композиторов Рустема Яхина, Сары Садыковой, Луизы Батыркаевой и др.

С большим вдохновением, с любовью певец преподносит для слуша-тельской аудитории богатое песенное наследие башкирского народа. В его исполнении в многочисленных концертных поездках по республике звучат классические образцы протяжных лирических песен «озон-кюй»: «Урал», «Буранбай», «Кахым-туря», «Абдрахман», «Шагибаряк», «Бииш», «Азамат» и т.д.

С большим задором певец исполняет умеренные и короткие песни ме-лодических стилей «халмак кюй» и «кыска кюй»: «Ҡара Юрға» («Вороной иноходец»), «Байык» («Баик»), «Ялсығол» («Ялсыгул»), «Любизар», «Кахарман кантон» («Кагарман-кантон») и т.д.

В составе деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан Фанави Салихов не раз выезжал в ГДР, Португалию, Турцию, Египет, Азербайджан, знакомя зарубежных меломанов с музыкальным наследием башкирского народа. Кроме того он активно принимал участие в оперных постановках русских и башкирских композиторов в городах Российской Федерации (Москва, Йошкар-Ола, Челябинск и др.).

Насыщенную концертную исполнительскую деятельность Фаниви Са-лихов сочетает с педагогической работой в музыкальных отделениях учеб-ных заведений Республики Башкортостан. Его воспитанники по классу сольного пения не раз побеждали на открытых республиканских, международных конкурсах и фестивалях, проводимых в республике и за её пределами.

За годы работы в музыкально-учебных заведениях Ф.З. Салиховым подготовлено более 100 молодых певцов для концертных организаций, педагогов по классу вокала для ДМШ, ДШИ и ссузов республики Башкортостан.

За заслуги в области вокального музыкального искусства труд солиста БГТОиБ Фанави Салихова отмечена почетными званиями – заслуженный артист Российской Федерации и Республики Башкортостан, народный артист Республики Башкортостан, Почетными грамотами Министерства культуры РБ и многочисленных отделов культуры Башкортостана и за её пределами.


Список литературы

1. Агин, М.С. История отечественного вокального исполнительства: учебное пособие / М.С. Агин. – М.: Пробел, 2017. – 500 с.

2. Алкин, М.С. Башкирская песня. Вокальные жанры в фольклоре башкир, традиции их исполнения / М.С. Алкин. – Уфа: Китап, 2002. – 288 с. – На башк. яз.

3. Асафьев, Б.В. Об опере. Избранные статьи / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1976. – 336 с.

4. Ахметжанова, Н.В. Феноменальный певец / Н.В. Ахметжанова // Бельские просторы. – Уфа, 2004. – № 11. – С. 121–123.

5. Байрамова, И.И., Зинатшина, Н.В. Вокальная школа Миляуши Муртазиной / И.И. Байрамова, Н.В. Зинатшина. – Уфа: Китап, 2001. – 120 с.

+ еще 21 источник


Примечания

есть Приложение

Тема: «ПЕВЕЦ, ПЕДАГОГ ФАНАВИ САЛИХОВ (штрихи к творческому портрету)»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • ВКР:

    АЗАТ АЙТКУЛОВ – КУРАИСТ, ПЕДАГОГ, МУЗЫКАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (штрихи к творческому портрету)

    71 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ. .3
    ГЛАВА I. Творческий путь А.М. Айткулова …. .8
    ГЛАВА II. Концертно-исполнительская деятельность кураиста Азата Айткулова… .16
    ГЛАВА III. Педагогическая, учебно-методическая деятельность доцента А.М. Айткулова ….33
    3.1. Педагогическая работа….33
    3.2. Учебно-методическая работа….37
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.48
    СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ….51
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….52
    ПРИЛОЖЕНИЯ .58
    I. Записи наигрышей из репертуара А.М. Айткулова….….58
    II. Инструментальные мелодии «Форт Перовский», «Порт-Артур», «Пеший Махмут», «Журавлиная песнь» ….60
    III. Фотоиллюстрации ….64
  • ВКР:

    ФИРДУС ШАРАФУЛЛИН – БАЯНИСТ, ПЕДАГОГ (штрихи к творческому портрету)

    79 страниц(ы) 

    Введение
    Глава I. Страницы творческой биографии Ф.Х. Шарафуллина
    Глава II. Педагогическая деятельность Ф.Х. Шарафуллина
    2.1. Учитель и ученики
    2.2. Учебно-методическая работа и научная деятельность
    Глава III. Творческая деятельность Ф.Х. Шарафуллина
    3.1. Участие и работа в конкурсах
    3.2. Исполнительская деятельность
    3.3. Сочинения для баяна, песни
    Заключение
    Список литературы
    Приложение I. Список трудов Ф.Х. Шарафуллина
    1. Учебно-методические работы
    2. Научные работы
    Приложение II.
    Педагогическая деятельность
    1. Список выпускников специального класса и руководство выпускными квалификационными работами
    2. Список студентов – лауреатов и дипломантов международных, всероссийских и республиканских конкурсов-фестивалей
    Приложение III.
    Творческая деятельность
    1. Конкурсные достижения Ф.Х. Шарафуллина
    2. Работа в составе жюри
    3. Сочинения Ф.Х. Шарафуллина
    Приложение IV. Обработки народных мелодий для гармони:
    1. Баик
    2. Дедушка
    3. Карабай
    4. Гульназира
  • Дипломная работа:

    Музыковед э. м. давыдова

    176 страниц(ы) 

    Введение….4
    Глава I. Жизненный и творческий путь музыковеда Э.М. Давыдовой…11
    Глава II. Научная деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой ….29
    2.1. Освещение деятельности Союза композиторов Республики
    Башкортостан …30
    2.2. Творческие портреты деятелей культуры и искусства Республики
    Башкортостан ….…32
    2.3. Статьи музыковеда Э.М. Давыдовой, посвященные изучению истории развития башкирской оперы и проявления в ней народно-песеных истоков на примере творчества композитора З.Г. Исмагилова ….….46
    2.4. Составление, редактирование сборников статей и научных
    справочных изданий, альбомов ….….63
    Глава III. Культурно-просветительская деятельность музыковеда Э.М. Давыдовой … ….68
    3.1. Газетные статьи….….68
    3.1.1. Башкирский государственный театр оперы и балета….69
    3.1.2. Композиторы…84
    3.1.3. Фестивали, конкурсы ….94
    3.2. Лекторская работа….104 3.3. Выступления на телевидении и радио….109
    3.3.1. Теле-, радиопередачи….109
    3.3.2. Киносценарии….114
    Заключение….122
    Список основных сокращений…126
    Список литературы …. 132
    Приложение. Справочник. Основные работы музыковеда Э.М. Давыдовой….145 1. Опубликованные научные работы….…. … ….145
    а) статьи….145
    б) буклеты….152
    2. Редакторско-составительская работа ….….153
    3. Культурно-просветительская деятельность: перечень газетных статей…156
    4. Список лекций, прочитанных музыковедом Э.М. Давыдовой….169
    5. Названия текстов радио, телепередач и киносценариев ….171
    а) радиопередачи….171
    б) телепередачи….171
    в) киносценарии….174
    6. Участие в работе жюри республиканских, региональных конкурсов…175
  • Дипломная работа:

    Анализ и обобщение особенностей описания портрета современной женщины в текстах современной англоязычной женской прозы

    70 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА В ЛИНГВИСТИКЕ 6
    1.1. Понятие внешнего портрета человека в художественном тексте и параметры его описания 6
    1.2. Языковые средства создания внешнего портрета человека в художественном тексте 16
    Выводы по главе 23
    ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ВНЕШНЕГО ПОРТРЕТА ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ 24
    2.1. Современная женская англоязычная проза как источник материала исследования 24
    2.2. Внешний портрет женщины в современной англоязычной женской прозе 27
    2.3. Лингвистические средства создания портрета женщины в художественном тексте 31
    Выводы по главе 36
    ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВНЕШНОСТЬ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ 37
    3.1. Методика изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 37
    3.2. Система упражнений для изучения темы «Внешность» на уроках английского языка в старших классах 45
    3.3 Внеклассное занятие по чтению на тему «Внешность женщины» (на материале романа Д.Стил «The Gift»)….53
    Выводы по главе 61
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
  • Дипломная работа:

    Творческая деятельность фольклорного ансамбля башкирской и татарской песни «ихлас»

    51 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА I. История создания фольклорного ансамбля башкирской и татарской песни «Ихлас» … 7
    ГЛАВА II. Творческие портреты участников фольклорного ансамбля башкирской и татарской песни «Ихлас» …. 16
    2.1. Руководитель фольклорного ансамбля Рания Бурангулова.16
    2.2. Аниса Гайфуллина.20
    2.3. Раузия Гайфуллина.22
    2.4. Люция Порошина. 25
    2.5. Зифа Нигматуллина.27
    2.6. Эльвира Сахарова.28
    2.7. Лилия Исламгулова. 29
    2.8. Зиля Фахретдинова. 30
    ГЛАВА III. Репертуар фольклорного ансамбля башкирской и татарской песни «Ихлас» … 32
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 44
    ЛИТЕРАТУРА …46
    ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ . 50
    Приложения . 51
    1. Перечень достижений фольклорного ансамбля «Ихлас».….51
    2. Концертные выступления (2016–2020)….… …56
    3. Статьи, отзывы, дипломы .…. 59
    4. Фотоиллюстрации …. 70
  • Магистерская работа:

    Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

    74 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретические основы развития личности в процессе обучения изобразительному искусству
    1.1. Дополнительное образование детей в области изобразительного искусства
    1.2. Понятие индивидуального подхода, его значение в развитии художественно-творческих способностей личности
    1.3. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
    Глава II. Описание и результаты по экспериментальной проверке организационно-педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству
    2.1. Описание и результаты констатирующего этапа по определению уровня развития художественно-творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
    2.2. Описание и результаты формирующего этапа эксперимента по развитию художественно-творческих способностей учащихся в процессе занятий изобразительного искусства
    2.3. Методические рекомендации по проведению занятий по изобразительному искусству средствами индивидуального подхода к учащимся в системе дополнительного образования
    Заключение 56
    Список использованной литературы 59
    Приложение 64

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Разработка комплекса мер по информационной поддержке

    73 страниц(ы) 

    Введение
    Глава 1. Государственная услуга «Предоставление информации об отсутствии (наличии) месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом»
    1.1 Краткое описание государственной услуги и нормативно-правовые документы, регулирующие предоставление государственной услуги
    1.1.1 Закон Российской Федерации «О недрах»
    1.1.2 Порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
    1.1.3 Административный регламент Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги
    1.2 Статистические данные по предоставлению государственной услуги
    Глава 2. Современные информационные технологии, необходимые при предоставлении государственной услуги
    2.1 Использование ГИС-технологий
    2.2. Использование портала «Государственные Услуги»
    Глава 3. Анализ современного состояния и предлагаемый комплекс мер по совершенствованию предоставления государственной услуги с использованием современных технологий
    Заключение
    Список использованных источников
  • Дипломная работа:

    Прогноз спортивной успешности в пауэрлифтнге на основе генетического фактора

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПОРТИВНУЮ УСПЕШНОСТЬ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ
    1.1 Построение системы спортивного отбора в процессе многолетней подготовки в пауэрлифтинге 7
    1.2 Построение тренировочного процесса при подготовке высококвалифицированных спортсменов в пауэрлифтинге 9
    1.3 Адаптационные сдвиги в организме спортсмена под влиянием силовых физических нагрузок 14
    1.4 Морфо-биомеханические особенности отбора в пауэрлифтинге 22
    1.5 Генетические факторы, влияющие на скоростно-силовые качества спортсменов 31
    Выводы по первой главе 37
    ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    2.1 Организация исследования 38
    2.2 Методы исследования 38
    Выводы по второй главе 52
    ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    3.1 Влияние генетических факторов на спортивную успешность в пауэрлифтинге у мужчин 53
    3.2 Влияние генетических факторов на спортивную успешность в пауэрлифтинге у женщин 57
    Выводы по третьей главе 60
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 63
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
  • Дипломная работа:

    Разработка web – сайта с активными гиперссылками для автосервиса

    51 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
    1.1. Общие сведения о предприятии «02 Регион» 6
    1.2. Анализ сайтов конкурирующих компаний 10
    1.3. Контент 15
    1.4. Обеспечение доступности web-страницы 17
    1.5. Представление графики на web-страницах 19
    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО WEB-САЙТА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ «02 РЕГИОН» 22
    2.1. Обзор средств для разработки сайтов 22
    2.2. Техническое задание на разработку сайта для предприятия «02 Регион» 27
    2.3. Разработка меню навигации информационного web сайта 31
    2.4. Разработка графического содержимого будущего web-сайта 34
    2.5. Этапы создания веб-сайта 36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
    ПРИЛОЖЕНИЯ 47
  • Дипломная работа:

    Формирование музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора

    83 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДМШ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА 7
    1.1. Общее понятие компетентности личности 7
    1.2. Сущность понятия «Музыкально-творческие компетенции» и особенности их формирования у учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора 18
    1.3. История развития музыкального инструмента «клавишный синтезатор» и его внедрение в учебный процесс ДМШ 21
    Выводы по первой главе 48
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДМШ В КЛАССЕ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА 50
    2.1 Организация процесса формирования музыкально-творческих компетенций учащихся старших классов ДМШ в процессе обучения игры на клавишном синтезаторе 50
    2.2 Анализ результатов педагогического эксперимента 63
    Выводы по второй главе 76
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
    ЛИТЕРАТУРА 79
  • ВКР:

    Урта диалектының төп сөйләшләренә хас үзенчәлекләр һәм аларга атама бирү җирлеге

    78 страниц(ы) 

    Кереш.3
    Төп өлеш
    Беренче бүлек.
    Урта диалектының төп сөйләшләренә хас үзенчәлекләр һәм аларга атама бирү җирлеге .7
    1.1. Казан арты сөйләшләре төркеме.7
    1.1.1. Балтач сөйләше.7
    1.1.2. Дөбъяз сөйләше.9
    1.1.3. Казан арты керәшеннәре сөйләше.12
    1.1.4. Лаеш сөйләше.21
    1.1.5. Мамадыш сөйләше.25
    1.2. Тау ягы сөйләшләре диалект сөйләшләре.28
    1.2.1. Кама Тамагы сөйләше.29
    1.2.2. Нурлат сөйләше.34
    1.2.3. Тархан сөйләше.36
    Икенче бүлек.
    Диалект шартларында туган тел укыту методикасы һәм җирле сөйләш үзенчәлекләрен исәпкә алып урта мәктәптә татар теле укыту өчен күнегү үрнәкләре.42
    2.1. Җирле сөйләш шартларында туган тел укыту методикасы.42
    2.2. Җирле сөйләш үзенчәлекләрен исәпкә алып туган тел укыту өчен күнегү үрнәкләре.46
    2.3. Татар халык сөйләшләре буенча белемне тикшерү өчен тест үрнәкләре.58
    Йомгак.69
    Фйдаланылган әдәбият исемлеге.72
  • Дипломная работа:

    Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения проблемных задач на уроках математики

    56 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава I Проблемное обучение начальной школе….
    1.1 Сущность и структура формирования творческого мышления младших школьников….
    1.2 История развития теории проблемного обучения….
    Выводы по главе 1
    Глава II Проблемный подход как условие формирования теоретического мышления учащихся на уроках математики в начальной школе….
    2.1 Методика создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе….
    2.2 Методическое оснащение формирования творческого мышления учащихся при использовании методов проблемного обучения на уроках математики….
    Выводы по главе II
    Список использованной литературы
    Приложение
  • Курсовая работа:

    Разработка программы построения графиков функций в среде Турбо Паскаль 7.0 (Вариант 42)

    27 страниц(ы) 

    ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 3
    ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 4
    МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 5
    БЛОК-СХЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 9
    ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ПРОГРАММЫ 14
    РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 20
    РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
    ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ 21
    ВЫВОДЫ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ 25
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
  • Дипломная работа:

    Функционально-эстетическое решение интерьера жилого помещения (гостиной)

    56 страниц(ы) 

    Введение 3
    1. Теоретическое обоснование проекта 5
    1.1 История и предпосылки развития дизайна интерьеров 5
    1.2 Стили интерьера 6
    1.3 Инструменты и материалы, применяемые для оштукатуривания и последующей росписи стен 18
    2. Практическая часть 21
    2.1 Определение этапов функционально-эстетического решения интерьера жилого помещения 21
    2.2 Эргономические требования 22
    2.3 Виды художественной росписи стен 24
    2.4 Выбор программы для проектирования интерьера 31
    2.5 Составление эскизов и 3D моделирование 34
    2.6 Процесс росписи стен 39
    2.7 Визуализация интерьера 42
    Заключение 46
    Список литературы 47
    Приложения 49
  • Дипломная работа:

    Организация практической деятельности детей во взаимосвязи с компьютерными технологиями на уроках музыкальной информатики

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»
    1.1 Организация практической деятельности детей как психолого-педагогическая проблема….5
    1.2 Направленность курса «Музыкальная информатика» на практическую деятельность детей….12
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ….…21
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
    2.1 Педагогический эксперимент и его результаты….…22
    2.2Примеры использования компьютерных технологий при обучении музыкальной информатике….32
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….52
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….54
  • Лабораторная работа:

    Статическое моделирование Моделирование многомерных распределений Лабораторная работа №2

    10 страниц(ы) 

    Моделирование многомерных распределений