СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Вторичные наименования топонимических объектов: языковой и педагогический аспект (на материале немецкого и английского языков) - Дипломная работа №44162

«Вторичные наименования топонимических объектов: языковой и педагогический аспект (на материале немецкого и английского языков)» - Дипломная работа

  • 59 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения феномена вторичных наименований топонимических объектов 7

1.1. Топонимика как раздел ономастики. Понятие и роль топонима в языке, классификации топонимов 7

1.2. Понятие первичной и вторичной номинации 12

1.3. Вторичные номинации топонимов, способы их создания и функционирование в языке 17

Выводы по первой главе 24

Глава II. Практические аспекты изучения феномена вторичных номинаций топонимических объектов 26

2.1. Семантический анализ вторичных номинаций топонимических объектов (на материале немецкого языка) 26

2.2. Семантический анализ вторичных номинаций топонимических объектов (на материале английского языка) 34

2.3. Методические рекомендации по изучению вторичных именований топонимов в средней общеобразовательной школе 41

Выводы по второй главе 48

Заключение 49

Список использованной литературы 52


Введение

Актуальность данного исследования обусловлена возросшим в последнее время интересом к изучению различных аспектов топонимической проблематики в языке и речи в целом и, в частности, к изучению этимологии топонимических объектов, а именно к истории, мотивам и роли вторичных номинаций топонимических объектов.

Географические названия, их становление и развитие вызывал интерес на протяжении всей истории человечества. Людей всегда волновал вопрос, почему именно так или иначе назван тот или иной топонимический объект. Но научное исследование и толкование данного разряда лексики началось относительно недавно - с конца 1970-х гг. ХХ века.

Вопросам топонимики уделяется достаточное внимание и в немецкой и английской научной лингвистической литературе. Специально посвящают свои работы исследованию, разбору, расшифровке и анализу названий топонимических объектов немецкоязычных и англоязычных стран целый ряд учёных. Несмотря на это следует отметить недостаточную изученность вопросов способов образования вторичных номинаций топонимов (в частности, ойконимов) в немецкой и английской лингвокультуре.

Степень разработанности проблемы

Одним из первых ученых, заложивших начало к изучению названий географических названий, можно назвать немецкого ученого В. фон Гумбольдта, который проявлял особый интерес к изучению названий Пиренейского полуострова (Гумбольдт 1985).

Основные положения, отражающие суть топонимики, в дальнейшем были описаны в работах о географических названиях (Мурзаев 1974, Суперанская 1984, Никонов 2011). Организация научных конференций, составление географических словарей способствовали трансформации топонимики в отдельную самостоятельную науку (Никонов, Трубачев 1964; Варбот, Журавлев 1998, Подольская 2005, Никонов 2011).

В зарубежной и отечественной лингвистике исследования в области ономастики и лингвистики представлены в довольно широком масштабе. В целом, такие зарубежные лингвисты, как Б. Адамс, А. Смит, Р. Коатс и др. (Adams 1980, Smith 1980, Coates 1988) и отечественные ученые-языковеды, как А.И. Попов (1964), А.В. Суперанская (1985), В.А. Никонов (1989), Уразметова А.В. (2006), Т.А. Буркова (2010), А.А. Громыхина (2012), К.В Котельникова (2013), Р.З. Мурясов (2015), А.Н. Беляев (2016) и др. уделяют довольно много внимания изучению топонимической лексики. Значительный вклад в разработку общих и частных проблем ономастики в целом представляют собой труды таких ученых, как О.Н. Трубачев (1968), В.Д. Бондалетов (1970, 1983), Н.В. Подольская (1988). Опираясь на базис отечественного и зарубежного опыта разработки теории ономастики, лингвисту Н.В. Подольской удалось составить первый в лингвистике отечественный ономастический, топонимический в частности, терминологический словарь (Словарь русской ономастической терминологии 1988).

Цель исследования: проанализировать виды вторичных наименований топонимических объектов в системе языка на примере немецкого и английского языков.

Объектом исследования данной работы является топонимика как раздел ономастики.

Предмет исследования: вторичные наименования ойконимов в немецкой и английской лингвокультуре.

В ходе нашего исследования были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение таким понятиям, как топоним, топонимика, рассмотреть их функции и место в лингвистической науке;

2. Рассмотреть феномены первичной и вторичной номинации в лингвистике, выявить роль и функции вторичной номинации, дать классификацию;

3. Рассмотреть механизмы возникновения вторичных топонимических номинаций;

4. Проанализировать вторичные наименования ойконимов в немецком и английском языках, отобранные методом частичной выборки;

5. Предложить возможности изучения вторичных наименований ойконимов в средней общеобразовательной школе.

Материалом исследования послужили 45 лексических единиц на немецком языке и 44 лексические единицы на английском языке, отобранные методом частичной выборки из следующих лингвострановедческих словарей: «Америка через американизмы» (Томахин 1982), «Американа» (Чернов 1996), «Германия: страна и язык» (Мальцева 2001), «Культура Германии» (Маркина 2006).

Методы исследования. При написании данной исследовательской работы были применены в качестве основных методов метод частичной выборки, метод целенаправленной выборки и метод сопоставительного анализа.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и раскрытии феномена вторичных наименований топонимических объектов на основе их анализа, а именно анализа 89 вторичных наименований ойконимов, отобранных нами методом частичной выборки.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы по теме данной работы могут быть полезны для студентов при проведении исследовательских работ, подготовке докладов, публикаций и написании рефератов в области топонимики, а также при подготовке и проведении уроков немецкого и английского языков в средней общеобразовательной школе.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматривается топонимика как раздел ономастики, роль топонима, приводятся классификации топонима, рассматривается понятие первичной и вторичной номинации, приводится классификация механизмов образования вторичных топономинаций, предложенная А.В. Уразметовой.

Апробация исследования была осуществлена в рамках участия в республиканской научно-практической конференции «Романо-германские филологические исследования в студенческой науке», которая состоялась 26 апреля 2019 г. в 13 корпусе БГПУ им. М. Акмуллы (ул. Октябрьской революции, 8 г. Уфа) и в рамках прохождения педагогической практики на базе СОШ №2 (с. Верхние Киги МР Кигинский район РБ).


Выдержка из текста работы

Глава I. Теоретические аспекты изучения феномена вторичных наименований топонимических объектов

1.1. Топонимика как раздел ономастики. Понятие и роль топонима в языке, классификации топонимов

Топонимика как наука изучает географические названия - слова и краткие словосочетания, применяемые для обозначения единичных географических объектов и выражения отдельных географических понятий. Исходя из того, что топонимика является разделом ономастики, некоторые немецкие языковеды, например, Э. Эйхлер (1982), имея в виду узкоспециальные цели, используют иногда для ее обозначения термин «топономастика».

Как отмечает Т.А. Буркова, в настоящее время ономастика является одной из наиболее исследуемых областей человеческого знания; разнообразие подходов к анализу ономастической лексики свидетельствует о многогранности предмета исследования, а круг вопросов, представленный в научных трудах по ономастике, обширен: воздействующие на историческое развитие онимов факторы социального и языкового характера, лексикографические, фонологические, морфологические, семантические, прагматические особенности онимов и т.д [Буркова 2010].

Для более полного и точного понимания таких понятий, как топонимика, топонимы и ономастика, мы сочли целесообразным обратиться к толковым словарям, дающим определения этим терминам.

Согласно одному из источников, «ономастика (от греческого onoma - «имя») - раздел языковедения, изучающий имена собственные: названия людей, животных, мифических существ, племен и народов, стран, рек, гор, людских поселений. Часть ономастики, посвященная изучению

географических названий, обычно выделяется под названием «топонимики» [Фриче, Луначарский 1980: 344]. Термином «ономастика» называют также совокупность собственных имён, которая обозначается и термином «онимия» [Подольская 1988: 192].

Исходя из этих двух определений, мы можем сделать вывод о том, что топонимика - это раздел ономастики и это наука о названиях географических объектов. А вот какое определение дают топонимике топонимисты В.А. Никонов и О.Н. Трубачев: «топонимика (от греч. топод место и ovoiia - имя, название) - раздел языкознания, занимающийся изучением географических названий (топонимов), их происхождением, закономерностями образования, смысловым содержанием и изменением в процессе исторического развития» [Никонов, Трубачев 1964: 136].

Объектом изучения топонимики как науки являются топонимы. Изучение литературных трудов лингвистов помогло обнаружить, что разные исследователи вкладывают в понятие «топоним» совершенно разное содержание. Согласно краткому понятийно-терминологическому справочнику по этимологии и исторической лексикологии, топоним (греч.[/р] topos «место, местность», ovo/ia «имя») - собственное имя любого географического объекта, местное имя [Варбот, Журавлев 1998:47]. Другие лингвисты понимают топоним как «обобщенный термин для всех слоев, обозначающих названия любых географических объектов» [Подольская, Суперанская 1986].

Р.З. Мурясов выделяет следующую иерархию в системе топонимов:

1. Гипертопонимы - сюда относятся названия континентов (материков), океанов, полюсы земного шара, названия стран;

2. Макротопонимы - названия столиц государств, крупных регионов, штатов, губерний, областей, горных систем, крупных морей, рек, островов;

3. Топонимы региональной значимости, или регионимы (названия городов, не являющихся центрами административно-территориальных единиц, мелких рек, гор, других населенных пунктов и названий местностей;

4. Микротопонимы представляют собой обозначения индивидуализированных названий малых географических объектов, особенностей местного ландшафта (лесов, полей, гор, сел) [Мурясов 2013].


Заключение

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что нами была достигнута цель исследования, а именно анализ видов вторичных наименований топонимических объектов в системе языка на примере немецкого и английского языков.

Задачи, поставленные нами в ходе исследования, были решены. Мы дали определение таким понятиям, как топоним, топонимика, топонимический объект, рассмотрели их функции и место в лингвистической науке. Нами были рассмотрены феномены первичной и вторичной номинации в лингвистике, обозначены роль и функции вторичной номинации, приведены классификации.

Также в рамках нашего исследования были рассмотрены механизмы возникновения вторичных топонимических номинаций, проведен анализ вторичных ойконимов в английском и немецком языках, отобранных методом частичной выборки. Нами были предложены возможности изучения вторичных наименований ойконимов в средней общеобразовательной школе.

Материалом исследования послужили 45 лексических единиц на немецком языке и 44 лексические единицы на английском языке, отобранные методом частичной выборки из следующих лингвострановедческих словарей: «Америка через американизмы» (Томахин 1982), «Американа» (Чернов 1996), «Германия: страна и язык» (Мальцева 2001), «Культура Германии» (Маркина 2006).

Нами было рассмотрено понятие топонимики как раздела ономастики, дали определение термину топоним, определили его роль и привели несколько классификаций топонимов. Нами было выяснено, что топонимика часто дополняет и конкретизирует далеко не полные и не лишенные сомнения документальные свидетельства о далеком прошлом Мы дали определение первичной и вторичной номинации, выяснили, какие существуют виды вторичной номинации.

Нами были более подробно рассмотрена классификация вторичных номинаций топонимов, предложенная А.В. Уразметовой, в основе которой лежит принцип способов образования вторичных наименований.

Среди таких способов А.В. Уразметова выделяет следующие: метафорический перенос (на основе внутреннего и внешнего сходства, на основе сходства в способе представления оценки, на основе сходства в способе поведения или действий, на сходстве функций), метонимический перонос (по различным моделям: место человек, место социальная группа, место этническая группа, место географический объект в этом месте, место предмет), логическую перифразу и другие, малоупотребительные способы (среди них - гипербола, эллипсис и антифразис).

Нами были рассмотрены некоторые примеры прозвищ штатов США и немецких ойконимов, которые представляют собой результат разных способов образования вторичных топономинаций. Большое количество рассмотренных примеров на материале английского языка и недостаточное количество лексических единиц из материала немецкого языка указало на недостаточную изученность вторичных топономинаций немецкого языка в целом и английских ойконимов в частности с точки зрения способов их образования.

Мы проанализировали 89 лексических единиц (ойконимов), отобранных методом частичной выборки из лингвострановедческих словарей, из которых 45 ойконимов представляют собой вторичные наименования городов Германии и 44 ойконима являются вторичными номинациями городов США. Мы определили способ образования для каждой единицы (логическая перифраза, метонимия, метафора и другие наиболее редкие способы).

Нами было установлено, что из всех отобранных единиц из немецкого языка наименьшее количество составляют вторичные номинации топонимических объектов, образованные нетрадиционными способами (2,2%). Номинации, образованные путем метафорического переноса составили 9 % , путем метонимического переноса значения было образовано 6 % единиц. Наиболее продуктивным способом образования вторичных топономинаций оказалась логическая перифраза (64,4 %).

При подведении итогов анализа материала немецкого языка, нами было установлено, что в наибольшем количестве представлены вторичные номинации, образованные с помощью логической перифразы (50%), вторичные топономинации, образованные при помощи метафоры, составили 41%, наименьшее число вторичных наименований представлено номинациями, образованными путем метонимического переноса значения и малоупотребительными способами (соответственно по 4,5 %).

Нами было предложено задание, представляющее собой проект, которое могло бы быть использовано в школах на уроке английского и немецкого языка на среднем и старшем этапах обучения. Нами был апробирован урок, в ходе которого были представлены доклады учащихся, из которых наиболее содержательным и интересным стал доклад о прозвищах города Нью-Йорк, основанных на таком приеме, как логическая перифраза. Было выяснено, что прозвища, образованные путем логической перифразы встречаются в большем количестве, чем, например, прозвища, образованные менее распространенными способами.

Таким образом, цель можно считать достигнутой, а сопутствующие цели задачи - решенными.


Список литературы

1. Афонина А.Н. Проблемы вторичной номинации немецкого языка [Текст] автореф. дис. . канд. фил. наук: 10.02.04/ Афонина Анастасия Николаевна. - Москва, 2008.

2. Беляев А.Н. Немецкие топонимы как порождение и отражение культуры// Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №3. С. 687.

3. Бондалетов В.Д. Ономастика и социолингвистика / В. Д. Бондалетов // Антропонимика. М.: Наука, 1970. - С. 17-23.

4. Бондалетов В.Д. Русская ономастика: Учеб. особие. М.: Просвещение, 1983. - 224 с. - 45 000 экз. (в пер.)

5. Буркова Т.А. Функционально-стилистическое варьирование

антропонимов в немецком языке [Текст] автореф. дис. . д-ра фил. наук: 10.02.04/ Буркова Татьяна Александровна. - Уфа, 2010.

+ еще 46 источников


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Вторичные наименования топонимических объектов: языковой и педагогический аспект (на материале немецкого и английского языков)»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 59
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Обозначение лиц по профессии: языковой и педагогический аспекты (на материале немецкого и английского языков)

    68 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретическое обоснование исследования наименований лиц по профессии 6
    1.1. Социолингвистические факторы, влияющие на профессиональную идентификацию 6
    1.2. Профессиональная деятельность как важнейших компонент развития личности 9
    1.3. Лингвистические особенности наименований лиц по профессии 16
    1.4. Влияние лингвистической политкорректности на наименования лиц по профессии 21
    Выводы по первой главе 26
    Глава II. Практические аспекты изучения наименований лиц по профессии 28
    2.1. Модели формирования обозначений лиц по профессии в немецком языке 28
    2.2. Модели формирования обозначений лиц по профессии в английском языке 32
    Выводы по второй главе 37
    Глава III. Методические аспекты изучения обозначений лиц по профессии 39
    3.1. Особенности выбора профессии школьниками 39
    3.2. План-конспект урока немецкого языка «Профессии в немецком языке» 42
    3.3. Проведение опроса учащихся на тему «Новейшие профессии, пришедшие из английского языка» 48
    Выводы по третьей главе 51
    Заключение 52
    Список использованной литературы 55
    Приложения 60
  • Дипломная работа:

    Прозвищные именования известных личностей: языковой и педагогический аспект (на материале английского и немецкого языков

    59 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОНОМАСТИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ 8
    1.1. Имя собственное и нарицательное 8
    1.2. Официальные и неофициальные антропонимы 14
    1.3. Антропонимы как средство выражения национальной культуры 21
    Выводы по первой главе 28
    ГЛАВА 2. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ АНТРОПОНИМОВ 29
    2.1. Прозвищные наименования известных личностей 29
    2.2. Возможность использования изученного материала в учебном процессе 44
    Выводы по второй главе 48
    Заключение 49
    Список литературы 52
    Приложения 57
  • Дипломная работа:

    Особенности вариативности паремий на материале русского и английского языков

    58 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРЕМИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
    1.1. Пословица, поговорка и паремия как термины филологии….
    1.2. Принципы классификации пословиц и поговорок…
    Выводы по первой главе ….
    ГЛАВА II. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ ПАРЕМИЙ С КОМПОНЕНТОМ «ДЕНЬГИ»/MONEY
    2.1. Семантический анализ английских и русских паремий….
    2.2. Классификация паремий с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств ….
    2.3. Применение результатов исследования в школьной практике ….
    Выводы по второй главе
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Переименование топонимов в немецком и английском языках и их изучение на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе

    65 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Характеристика топонимов как лингвистического явления 6
    1.1. Сущность топонимов. Классификация немецких и английских топонимов 6
    1.2. Образование топонимов 14
    1.3. Причины и мотивы переименования топонимов 19
    Выводы по первой главе 25
    Глава 2. Особенности переименования топонимов в немецком и английском языке 27
    2.1. Анализ переименования немецких топонимов 27
    2.2. Анализ переименования английских топонимов 33
    Выводы по второй главе 40
    Глава 3. Возможность использования анализа переименования топонимов в качестве материала для проектного метода 42
    3.1. Методические рекомендации по применению материала в процессе обучения иностранному языку 42
    3.2. Опыт проведения проектного метода в старших классах «Переименование топонимов Англии» 47
    Выводы по третьей главе 52
    Заключение 54
    Список использованной литературы 57
    Приложения 61
  • Дипломная работа:

    Анализ языкового выражения концепта «любовь» в немецком и английском языках на уроках иностранного языка

    132 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    Глава I. Когнитивная парадигма в языкознании 6
    1.1. Принципы когнитивной лингвистики 6
    1.2. Понятие концепта 13
    1.3.Понятие фрейма и фреймовой семантики 20
    Выводы по I главе 29
    Глава II. Языковое выражение концепта die «die Liebe»/ «love» в немецком и английском языках 32
    2.1. Языковое выражение концепта «die Liebe» в немецком языке 32
    2.2 Языковое выражение концепта «love» в английском языке 46
    2.3 Выражение концепта «die Liebe»/ «love» во фразеологизмах и высказываниях известных людей 56
    2.4. Языковое выражение концепта «die Liebe»/ «love» в художественных текстах 66
    2.4.1. Языковое выражение концепта « die Liebe» в немецкоязычном художественном произведении 67
    2.5. Фреймовый анализ семантики лексических единиц немецкого и английского языкового выражения концепта «die Liebe»/ «love» 80
    2.5.2. Фреймовый анализ семантики немецких глаголов «lieben», «mögen», «gern haben» (любить) 82
    2.5.3. Фреймовый анализ семантики немецкого глагола «küssen» (целовать) 84
    2.5.4. Фреймовый анализ семантики немецкого существительного 85
    «der Liebeskummer» (любовная тоска) 85
    2.5.5. Фреймовый анализ семантики немецкого существительного «die Eifersucht» (ревность) 86
    2.5.6. Фреймовый анализ семантики английского глагола «to dote» (любить до безумия) 87
    2.5.8. Фреймовый анализ семантики английских прилагательных «beautiful», «handsome» (красивый, симпатичный) 89
    2.5.9. Фреймовый анализ семантики английского существительного «rapport» (взаимопонимание) 90
    2.6 Сравнительный анализ выражения концепта «die Liebe»/ «love» в немецком и английском языках 90
    2.7. Методический аспект использования полученных результатов исследования на уроках иностранного языка 96
    Выводы по II главе 100
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
    Список использованной литературы 105
    Приложение 109
  • Дипломная работа:

    Лингво-стилистические особенности немецкого молодежного жаргона: языковой и педагогический аспект

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….….….….3
    Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ЖАРГОН.6
    1.1. История развития молодежного языка….….….….6
    1.2. Этимология и определение понятий «жаргон», «арго», «сленг .11
    Выводы по главе 1 .….….20
    ГЛАВА 2. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕМЕЦКОГО МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА….….22
    2.1. Социальные разновидности «молодежного языка»….22
    2.2. Механизмы пополнения молодежной лексики….…28
    2.3. Возможности использования изученного материала в учебном процессе….36
    ВЫВОДЫ….….….….49
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….….….….….50
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….53
    ПРИЛОЖЕНИЯ….….57

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Формирование универсальных умений на уроках математики

    64 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 7
    1.1. Универсальные умения: сущность, содержание, характеристика 7
    1.2. Организационно-педагогические условия формирования универсальных умений на уроках математики 17
    Выводы по первой главе 26
    Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 28
    2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формирования универсальных умений обучающихся на уроках математики 28
    2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
    Выводы по второй главе 58
    Заключение 60
    Литература 61
  • Дипломная работа:

    Разработка электронного учебно-методического комплекса «компьютерное моделирование»

    92 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…. 4
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА… 7
    1.1 Сущность электронного учебно-методического комплекса…. 7
    1.2 Этапы проектирования электронного учебно-методического
    комплекса…. 8
    1.3 Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа…. 11
    ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…. 20
    ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА…. 22
    2.1 Компьютерное моделирование и социология…. 22
    2.1.1 Моделирование как метод познания… 22
    2.1.2 Виды моделирования…. 24
    2.1.3 Аналитическое и статистическое моделирование…. 25
    2.1.4 Имитационное моделирование…. 26
    2.2.2 Методы компьютерного моделирования…. 29
    2.2.3 Визуализация модели…. 30
    2.3 Моделирование социальных процессов…. 30
    2.3.1 Социальный процесс и формализация…. 30
    2.3.2 Подходы к моделированию в социологии…. 32
    2.4 Обоснование проектных решений… 36
    2.4.1 Основание выбора технического обеспечения…. 36
    2.4.2 Обоснование выбора программного обеспечения… 37
    2.4.3 Обоснование выбора технологического обеспечения… 38
    ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ…. 38
    ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА…. 40
    3.1 Техническое задание…. 40
    3.2 Проектирование электронного учебника…. 44
    3.3Условия выполнения программы…. 53
    3.4 Поэтапная разработка электронного учебного пособия… 59
    ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ…. 61
    ГЛАВА 4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ
    ОБЪЕКТОВ»… 63
    4.1 Определение трудоемкости разработки ЭУМК «Компьютерное моделирование социальных объектов»…. 63
    4.2 Расчет затрат на разработку учебно-методического комплекса «Компьютерное моделирование социальных объектов»… 64
    4.3 Определение возможной цены разработанного учебно-методического комплекса «Компьютерное моделирование социальных объектов»…. 70
    ВЫВОД ПО 4 ГЛАВЕ… 70
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 71
    ЛИТЕРАТУРА… 73
    ПРИЛОЖЕНИЯ…. 75
  • Дипломная работа:

    Морально-нравственное воспитание школьников на уроках музыки

    105 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ …3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….7
    1.1. Морально-нравственные качества школьника и их развитие ….…7
    1.2. Урок музыки как форма морально-нравственного воспитания школьника….…25
    Выводы по первой главе….….37
    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА….….38
    2.1. Формы и методы морально-нравственного воспитания школьника
    на уроках музыки.….….….….….38
    2.2. Педагогический эксперимент и его результаты ….…49
    Выводы по второй главе….….62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….….64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….….….66
    ПРИЛОЖЕНИЕ….….71
  • Дипломная работа:

    Определение эффективности различных способов получения безвирусного материала картофеля с помощью метода ифа

    62 страниц(ы) 

    СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
    ВВЕДЕНИЕ 5
    ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
    1.1. Общая характеристика вирусов картофеля 8
    1.1.1. Y вирус картофеля 10
    1.1.2. Х вирус картофеля 11
    1.1.4. Вирус скручивания листьев картофеля 13
    1.1.5. М вирус картофеля 14
    1.1.6. S вирус картофеля 15
    1.2. Методы оздоровления картофеля 15
    1.2.1. Метод культуры апикальных меристем 15
    1.2.2. Метод культуры апикальных меристем в сочетании с 17 термотерапией
    1.2.3. Культура апикальных меристем и хемотерапия 18
    1.3. Детекция вирусов картофеля 18
    1.3.1. Детекция вирусов картофеля с помощью ИФА 20
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
    2.1. Материал исследования 25
    22. Методы исследования 27
    2.2.1. Стерилизация объектов и инструментов 27
    2.2.2. Методы клонального микроразмножения 27
    2.2.3. Условия проращивания семян нестерильных семян 29
    2.2.4. Предварительная пробоподготовка растительного материала с 29
    помощью ручной гомогенизации образца
    2.2.5. «Сэндвич» - вариант ИФА 30
    2.2.6. Метод дидактической многомерной технологии (логико-смысловое 34 моделирование)
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 35
    3.1. Микроклональное размножение растений регенерантов 35
    3.2. Анализ эксплантов 36
    3.2.1. Анализ на X вирус картофеля растений-регенерантов 36
    3.2.2. Анализ на Y вирус картофеля растений-регенерантов 37
    3.2.3. Анализ побегов картофеля и картофеля из семян 38
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО 40 ПРИМЕНЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИИ
    4.1. Роль биологического образования в школе 40
    4.2. Анализ тематического планирования по разделам учебников 42 биологии
    4.3. Разработка урока на тему «Семейство паслёновые. Общие признаки 47 паслёновых», 6 класс
    4.4. Использование логико-смысловой модели в процессе 54 биологического образования
    ВЫВОДЫ 56
    Заключение 57
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
  • Дипломная работа:

    Невербальные способы общения в пенитенциарных условиях

    87 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ 8
    1.1. Общее состояние криминогенного мира в России и Республике Башкортостан 8
    1.2. Социально-психологические причины возникновения вербальных и невербальных средств общения у осужденных 17
    1.3. Жаргон как вербальное средство криминогенного общения 20
    1.4. Невербальное общение преступников 25
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
    ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УСЛОВИЯХ (на примере ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Республике Башкортостан) 35
    2.1. Условия жизни в ФКУ ИК-3 35
    2.2. Невербальные способы общения в пенитенциарных условиях 38
    ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
    Использованная литература 65
  • Дипломная работа:

    Нур Даутов: Жизнь и творчество композитора Башкортостана

    107 страниц(ы) 

    Введение….3
    Очерк 1. Родом из страны озёр (детство и юность)….7
    Очерк 2. «Дорогу осилит идущий» (годы учёбы)…15
    Очерк 3. Верность себе, верность призванию (Н. Даутов – педагог музыкальный просветитель, композитор, организатор)….25
    Очерк 4. Мелодии души (творчество)….….35
    Вокальная музыка….35
    Театральная музыка.…. ….….45
    Хоровая музыка….….69
    Камерно-инструментальная и оркестровая музыка….79
    Заключение….93
    Список использованной литературы….95
    Приложение….102
  • Дипломная работа:

    Татарская диалектология Башкортостане

    94 страниц(ы) 

    КЕРЕШ.3
    БЕРЕНЧЕ БҮЛЕК. БАШКОРТСТАНДА ТАТАР ДИАЛЕКТО-ЛОГИЯСЕ ӨЛКӘСЕНДӘ ХЕЗМӘТ КУЙГАН ТЕЛЧЕЛӘР.
    1.1. Әхәтов Габдулхай Хөрәм улы.
    1.2. Әхмәтҗанов Рифкать Газизҗан улы.
    1.3. Бикмаева Лилия Үзбәк кызы.
    1.4. Мәхмүтшина Динә Зәки кызы.
    1.5. Насипов Илшат Сәхиятулла улы.
    1.6 Нуртдинов Радик Фәми улы.
    1.7. Хөсәенова Алина Җәмил кызы.
    1.8. Шәйхулов Алмас Галимҗан улы.
    ИКЕНЧЕ БҮЛЕК. БАШКОРТСТАНДА ТАТАР ДИАЛЕКТО-ЛОГИЯСЕ ҮСЕШЕН ТӘЭМИН ИТҮЧЕ ХЕЗМӘТЛӘР ИСЕМЛЕГЕ.
    ЙОМГАК.
    ФАЙДАЛАНЫЛГАН ӘДӘБИЯТ ИСЕМЛЕГЕ.
  • Дипломная работа:

    Технология создания электронных учебников

    68 страниц(ы) 

    Введение…. 3
    Глава 1. Теоретические основы дидактического обеспечения дистан-ционного обучения…
    6
    1.1. Педагогическая характеристика дистанционного обуче-ния…. 6
    1.2. Основные элементы дидактического обеспечения дистанцион-ного обучения…
    19
    Глава 2. Технология создания электронного учебника…. 29
    2.1. Характеристика электронного учебни-ка….…. 29
    2.2. Основные принципы подготовки и создания электронных учебников….
    39
    2.3. Методические рекомендации по разработке электронного учебника….….….
    55
    Заключение…. 64
    Литература…. 65
  • Дипломная работа:

    Официальное имя в англоговорящих странах

    55 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I. Теоретическа часть 6
    1.1. Обзор имен собственных с исторической точки зрения 6
    1.2. Структура имен собственных 14
    1.3. Особенности образования английских антропонимов 20
    Выводы по главе I 24
    Глава II. Практическая часть 26
    2.1. Структура антропонимических моделей в американской и английской прессе 26
    2.2. Употребление антропонимических моделей в зависимости от социального фактора 39
    2.3. Основные положения обучения антропонимов на этапе обучения английской лексики 46
    Выводы по главе II 50
    Заключение 52
    Список литературы 55
  • Дипломная работа:

    Исследование восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

    63 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6
    1.1 Понятие «восприятие» в психолого-педагогической литературе 6
    1.2 Развитие восприятия у детей раннего возраста 9
    1.3 Особенности восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 15
    1.4 Развитие восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого
    развития 17
    Выводы по главе 1 21
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 23
    2.1 Цель, задачи и методика проведения исследования 23
    2.2 Анализ исследования
    2.3 Разработка рекомендаций по развитию восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 36
    Выводы по главе 2 39
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45