СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Разработка информациионной системы “Среда визуального моделирования MvStudium” - Дипломная работа №34178

«Разработка информациионной системы “Среда визуального моделирования MvStudium”» - Дипломная работа

  • 87 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. Классификация электронных пособий 5

1.2. Обзор электронных пособий по математическому моделированию 8

1.3. Выбор средств проектирования и разработки электронного пособия 15

1.3.1. Анализ технологий проектирования и разработки электронных пособий 15

1.3.2. Анализ существующих программ для разработки электронного пособия 16

1.3.3. Обоснование выбора программного обеспечения 18

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 21

ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ 22

2.1. Техническое задание 22

2.2. Разработка контента и содержания электронного пособия 35

2.3. Модель информационных потоков и ее описание 40

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 45

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «СРЕДА ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ MVSTUDIUM» 46

3.1. Разработка электронного пособия 46

3.2. Сопроводительные документы 53

3.3. Технико-экономическое обоснование 65

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

ЛИТЕРАТУРА 74

Приложение 1 77

Приложение 2 81


Введение

Благодаря интенсивному развитию современных информационных технологий стало возможным решение многих сложных задач, требующих огромного количества арифметических и других операций, в различных областях человеческой деятельности.

Одним из направлений решения сложных задач является моделирование, которое имеет широкую известность и применяется давно. Это математическое (компьютерное) моделирование реальных объектов. Одним из видов компьютерного моделирования является визуальное (графическое) моделирование, которое строится с помощью визуальных объектов программирования. Нам известны такие средства визуального моделирования, как: Simulink, на базе пакета MatLab, MathCad, ObjectMath, Omola, MvStudium и т.д. Эти средства позволяют вводить описание моделируемой системы в естественной для пользователей форме и автоматически переводить это описание на язык компьютера и выводить результаты моделирования в графической форме.

Особое место занимает среда визуального моделирования MvStudium, которая является высоковоспроизводительной визуальной средой для разработки компонентных моделей сложных динамических систем.

MvStudium использует объектно – ориентированный язык моделирования высокого уровня, который позволяет качественно и быстро создавать сложные модели. MvStudium – это интегрированная среда, которая позволяет разрабатывать непрерывные, дискретные и гибридные (непрерывно-дискретные) модели и проводить вычислительные эксперименты с разработанными моделями.

Для того чтобы пользователь смог использовать ту или иную среду визуального моделирования, необходимы информационные системы или ресурсы, позволяющие обучить его технологиям программирования в данной среде.

Проанализировав информационные ресурсы, учебники по визуальному моделированию в среде MvStudium, можем сказать, что большинство пособий существуют в традиционной книжной или его цифровой форме.

Проблема исследования: проанализировав предметную область, мы не обнаружили электронных пособий, описывающих и обучающих технологии моделирования в среде визуального MvStudium.

Тема исследования: разработка электронного пособия «Среда визуального моделирования Mvstudium».

Актуальность исследования: обоснована на том, что информационной системы в электронном виде для изучения и визуального моделирования на MvStudium как таковой и нет. Есть учебники в цифровой форме, выпушенные разработчиками программного средства, большинство которых существует в платной форме.

Объектом исследования является информационные системы в виде электронного пособия.

Предметом исследования разработка электронного пособия «Среда визуального моделирования MvStudium».

Целью исследования является проектирование и разработка электронного пособия по системе визуального моделирования MvStudium.

В соответствии с поставленной целью необходимо определить задачи исследования:

− Анализ предметной области;

− Разработка технического задания;

− Разработка структуры электронного пособия;

− Проектирование электронного пособия;

− Подбор контента согласно структуре;

− Разработка электронного пособия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный электронный ресурс может применяться в процессе обучения студентов методам визуального моделирования систем, а также при разработке и анализе сложных динамических, непрерывных, гибридных моделей с использованием среды визуального моделирования MvStudium.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Классификация электронных пособий

В современных условиях образования одной из самых важных проблем является повышение эффективности учебного процесса. И для решения данной проблемы в учебный процесс внедряют такие технологии и средства, которые позволяют повысить качество процесса обучения. Повышение качества процесса обучения подразумевает автоматизацию и информатизацию обучения, которая не может быть реализована без применения компьютера.

Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, которая ориентирована на применение методов и средств хранения, сбора, обработки и распространения информации для систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания [24].

Многие учебные заведения разрабатывают и активно внедряют в процесс обучения компьютерные технологии. Это обусловлено тем, что:

− компьютеры повышают качество и эффективность учебного процесса;

− время на подготовку учебного процесса ограничено;

− увеличение объемов знаний для подготовки специалистов.

Необходимость использования и создания обучающих программ и электронных пособий возникла не из-за того, что компьютеры стали для нас обыденным, а из-за невозможности повышения эффективности и автоматизирования учебного процесса без их применения.

В настоящее время существует множество определений электронного пособия:

− электронное пособие представляет собой конечный мультимедийный продукт, который разрабатывается с помощью применения языков программирования или гипертекстовой технологии;

− это программное средство или ресурс, который является дополнением печатных изданий;

− это совокупность информационных и программных обучающих средств, предназначенных для изучения отдельной дисциплины.

Рассмотрим классификацию электронных средств обучения:

− программно - методические;

− учебно - теоретические (обучающие);

− учебно - практические (вспомогательные);

− учебно - методические;

− контролирующие.

Программно – методические обучающие средства включают в себя учебный план, учебные программы, которые являются нормативными документами, характеризующие основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию, определяющие содержание, объем, порядок изучения дисциплины.

Обучающие электронные средства, в свою очередь, подразделяются на следующие типы: электронный учебник, электронное учебное пособие, электронный курс лекций, конспекты лекций.

Электронный учебник – материал, который содержит систематическое изложение знаний в определённой области и используется как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения [26].

Электронное учебное пособие – учебно-теоретическое издание, которое частично или полностью заменяет или дополняет печатное издание.

Курс и конспект лекций тоже относятся к учебно – теоретическим видам издания, которые отражают весь материал определенного курса и дисциплины соответственно.

Учебно – практические средства образования включают: практикумы, сборник задач, сборники лабораторных и контрольных работ, хрестоматии, которые содержат систематизированные материалы для усвоения и самопроверки этого материала.

Учебно – методические издания характеризуются наличием материалов по методике преподавания учебной дисциплиной, изучению определенного курса, выполнению рефератов, курсовых и дипломных работ.

Контролирующие электронные издания представляют некие банки контрольных заданий и вопросов, рефератов, тесты и тестирующие оболочки, которые помогают при проверке и контроле знаний по определенному курсу или дисциплине.

Таким образом, основным принципом классификации электронных пособий является характеристика их функций. То есть электронные пособия можно отнести к учебникам, и применить принципы классификации учебников. С другой стороны, по технологиям создания электронных обучающих средств, электронные издания являются программными средствами. Это значит, что при классификации электронных пособий, также должны учитываться их принадлежность к программным средствам.

Теперь рассмотрим классификацию электронных изданий в соответствии ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» [21].

Согласно этому ГОСТу электронные издания различают:

− по наличию печатного эквивалента (цифровая форма какого- либо печатного издания, электронное издание не имеющее электронных аналогов);

− по природе основной информации (электронные издания в текстовой и изобразительной форме);

− по целевому назначению (электронные издания официального характера, научные, научно - популярные, производственно - практические, учебное, справочные, художественные, рекламные и др.);

− по технологии распространения (электронные издания, предназначенные для локального и сетевого использования);

− по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания (электронные издания,способ взаимодействия с которым определяются разработчиком или пользователем);

− по периодичности (электронные издания, разрабатываемые однократно, в течении продолжительного времени, периодические,обновляемые);

− по структуре (однотомные, многотомные, электронные серии).

В соответствии с классификацией проектируемое нами электронное учебное пособие можно отнести к самостоятельному электронному изданию; символьному электронному изданию; учебному электронному изданию; электронному изданию комбинированного распространения; обновляемому электронному изданию; однотомному электронному изданию.

1.2. Обзор электронных пособий по математическому моделированию

В институте профессионального обучения и информационных технологий на протяжении многих лет исследуется сфера имитационного моделирования. Студентами и аспирантами в рамках курсовых, дипломных работ ведутся научные исследования и разрабатываются различные информационные системы обучения, в том числе электронные пособия и учебники. Например, электронные учебники по таким средам моделирования как, AnyLogic, Labwiew, Simulink, VisSim, Derive и т.д.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий (мультимедиа, гипертекст) дает весомые дидактические преимущества электронной «книге» по сравнению с традиционной:

− в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации;

− осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

− гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

− на основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь [5].

Вышеперечисленные возможности можно увидеть в таком электронном учебнике, как «Открытая физика» фирмы «Физикон». Он представляет собой полный курс физики для школьников VII – XI классов и абитуриентов., который работает в режиме диалога с обучаемым. Учебник содержит более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.

Рисунок 1 – Открытая физика: титульная страница

Область применения программы: использование во время уроков, а также при индивидуальном обучении, проведении лабораторных работ.

К отрицательным сторонам можно отнести следующее: невозможно сохранить и отредактировать выходные данные, для работы с курсом необходимо постоянное присутствие CD диска, невозможно копирование и распространение пособия, но возможно записать пособие на другой CD диск.

Практикум по компьютерному моделированию физических явлений и объектов. Автором этого практикума является д. ф.-м. н., профессор Маликов Р. Ф. Это пособие может быть использовано при проведении вычислительного практикума, при чтении лекций по математическому и компьютерному моделированию и при постановке задач по курсовому и дипломному проектированию преподавателями вузов, учителями, аспирантами.

Рисунок 2 – Компьютерное моделирование: титульная страница

Состав электронного пособия:

− первая глава описывает общие понятия о моделях, математическом моделировании, приводит классификацию моделей, рассматривает этапы математического моделировании и характеризует различные методы процесса моделирования физических систем и объектов.

− вторая глава рассматривает методы численного решения математических моделей физических объектов, представленных в виде обыкновенных дифференциальных уравнений.

− в третьей главе приведены технологии компьютерного моделирования с помощью систем компьютерной математики.

− в следующих главах приведены математические модели физических явлений и объектов, по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике, квантовой физике, которые можно решить методами компьютерного моделирования.

Данное электронное учебное пособие позволяет проводить обучение методам математического и технологиям компьютерного моделирования с применением таких математических и графических пакетов, языков программирования, как MAPLE, MathCAD, Pascal, Origin, Excel.

Копирование и распространение электронного пособия возможно за счет нахождения всех компонентов на одном CD. Пользователям данного учебного издания предлагается познакомиться с пособиями других авторов по Maple, MathCAD, Matlab, Mathematica и т.д., что позволяет сформировать базовые знания и навыки работы с этими системами.

Данное электронное пособие может применяться при подготовке к лекциям, проведении практических занятий, а также самостоятельного изучения материала, проведении виртуальных лабораторных экспериментов.

Однако для того, чтобы пользователь мог самостоятельно выбрать данные, которые необходимо вывести на график или сохранить для оформления полученных результатов в ряде случаев необходимо пользоваться специальными графическими пакетами или менять код программы, реализующих алгоритм. Все это, в свою очередь, делает процесс моделирования более сложным и трудоёмким.

Еще один пример электронного пособия: Введение в систему MathCAD.

Рисунок 3 – Введение в систему MathCAD: титульная страница

Авторами данного электронного пособия являются кафедра общей физики БГПУ им. Акмуллы.

Электронное пособие содержит руководство по выполнению лабораторных работ по следующим курсам: вычислительная физика, математическое моделирование физических задач. Каждая лабораторная работа содержит краткое описание методов вычислений, примеры, порядок выполнения лабораторной работы и варианты индивидуальных заданий для группы студентов из 15 человек и контрольные вопросы.

Электронное пособие «Введение в систему MathCAD» можно рассматривать как электронный вариант печатного издания, имеющего значительно больше возможностей для копирования и распространения. Весь материал электронного пособия четко структурирован и разделен по тематическим разделам.

Отрицательными сторонами пособия является невозможность просмотра учебного пособия без установки программы Adobe Reader. Пособие не обладает интерактивностью, не использует мультимедийные возможности компьютера.

Электронное методическое пособие «Основы численного моделирования».

Рисунок 4 – Основы численного моделирования: титульная страница

Электронное учебное пособие «Основы численного моделирования» является методическим пособием по курсу компьютерного моделирования.

Авторы электронного пособия: научный руководитель д. ф.-м. н., профессор Маликов Рамиль Фарукович, программирование и подбор контента Карманов Д.В.

Данное электронное учебное пособие позволяет проводить обучение методам математического и технологиям компьютерного моделирования с применением таких математических и графических пакетов, языков программирования таких, как MAPLE, MathCAD, Pascal, Origin, Excel.

Электронное пособие может применяться при проведении практических занятий, так как содержит множество лабораторных работ, рассматривающих свыше 16 физических процессов и явлений. Лабораторные работы содержат задачи, которые моделируется и решаются в следующих математических пакетах и языках программирования, как MAPLE, MathCAD, Pascal, Origin, Excel.

Электронное пособие и его компоненты находятся на одном CD и могут распространятся и копироваться в любую директорию или носитель, необходимые программы находятся там же и их не обязательно устанавливать на компьютер. Автономность и самодостаточность электронного учебного пособия экономят время преподавателя и студентов, делая процесс обучения более продуктивным. В данной учебной работе реализуется принципы наглядности, интерактивности.

Также, пособие содержит весьма полезные ссылки на различные информационные ресурсы.

Данное электронное учебное пособие может быть полезно при подготовке к лекциям, проведении практических занятий, а также самостоятельного изучения материала, позволяет проводить виртуальные лабораторные эксперименты.

Поскольку данное электронное учебное пособие реализовано с помощью гипертекстовой технологии, то к достоинствам данного учебного пособия также следует отнести возможность редактирования, модификации и расширения его содержания, введения нового материала и разделов.

Отрицательные стороны. Для того чтобы пользователь мог самостоятельно выбрать данные, которые необходимо вывести на график или сохранить для оформления полученных результатов, в некоторых случаях необходимо пользоваться специальными графическими пакетами или менять код программы, реализующих алгоритм, что делает процесс моделирования более сложным и трудоёмким.

Таким образом, рассмотрев некоторые примеры электронных пособий, выявили положительные и отрицательные стороны этих электронных пособий.

Все рассматриваемые электронные пособия ориентированы на обучение технологиям компьютерного моделирования в средах математического моделирования и характеризуются общими методами и технологиями разработки. Большинство из них реализованы с помощью гипертекстовой технологии, которая является самой распространенной технологией создания электронных пособий. Но, тем не менее, они имеют ряд отрицательных сторон.

1.3. Выбор средств проектирования и разработки электронного пособия

1.3.1. Анализ технологий проектирования и разработки электронных пособий

Одними из наиболее используемых в образовании информационных технологий по праву можно считать технологии, нацеленные на хранение и представление информации. В различных изданиях к ним предлагается относить методы, способы и алгоритмы, используемые при построении баз данных, презентационные и некоторые другие информационные технологии [24].

Существуют три основные технологии проектирования электронного пособия:

− проектирование на языке программирования высокого уровня (в сочетании с технологиями баз данных);

− проектирование с помощью специализированного инструментального средства.

− гипертекстовые технологии;

При использовании языков программирования высокого уровня пособие реализуется как программный комплекс и представляет отдельный исполняемый модуль. Главное преимущество этого подхода состоит в том, что использование языков программирования высокого уровня (Object Pascal, С++) и мощных систем управления базами данных позволяет реализовать любые идеи, тогда как прочие технологии делают это довольно сложным. В таком случае, каждый электронный учебник становится весьма дорогостоящим продуктом, при создании которого основные усилия затрачиваются на решение чисто технических проблем.


Заключение

В первой главе рассмотрели классификацию электронных пособий и их назначение, проанализировали электронные пособия по математическому моделированию и выявили их отрицательные и положительные стороны. В разделе выбор средств проектирования и разработки электронного пособия провели анализ технологий проектирования и разработки и существующих программ для разработки электронного пособия.

В разделе обоснование выбора программного обеспечения для решения поставленных задач выбрали и описали следующие программные средства: NVU, Microsoft Office Word, Adobe Photosop, BPwin, MvStudium.

Во второй главе для проектирования и создания электронного пособия разработали техническое задание, которое включает в себя общее положение и требования, состав и структуру, дизайн, назначение и цели создания электронного пособия. В разделе разработка контента и содержания электронного пособия определили этапы разработки содержания электронного пособия, которые включают: обзор научной литературы по визуальному моделированию в среде MvStudium, систематизация и обработка накопленного материала, разбиение имеющегося материала на разделы, то есть структуризация, редактирование и разработка контента. Составили содержание электронного пособия согласно этапам разработки и структуре, которая была определена в техническом задании.

Для более точного определения информационных потоков, возникающих при разработке электронного пособия, рассмотрели модель информационных потоков, реализованных в системе моделирования и документирования бизнес-процессов BPwin.

В третьей главе описали этапы разработки электронного пособия согласно разработанному проекту и техническому заданию. Разработали сопроводительный документ, который содержит сдедующие пункты:

− программа и методика испытаний;

− руководство пользователя;

− руководство программиста.

В разделе технико – экономическое обоснование провели расчет стоимости разработки электронного пособия и выявили его экономическую эффективность.

Подводя итоги, следует сказать, что поставленная цель выпускной квалификационной работы достигнута. Было спроектировано и разработано электронное пособие, позволяющее проводить обучение методам визуального моделирования и строить различные модели в среде MvStudium.

Согласно поставленной цели были решены следующие задачи:

− Произведен анализ предметной области, где были проанализированы существующие электронные пособия по данной тематике, а также средства проектирования и разработки электронных пособий;

− Разработано техническое задание на разработку электронного пособия, которое включает в себя цели и назначение, состав и структуру, требования к создаваемому пособию;

− Разработана структура и содержание электронного пособия;

− Разработан проект электронного пособия в системе моделирования документирования бизнес – процессов BPwin, который описывает процессы реализации электронного пособия;

− Произведен подбор контента согласно содержанию электронного пособия и реализован интерфейс электронного пособия;

− Произведен расчет затрат на разработку электронного пособия и определена его экономическая эффективность.


Список литературы

1. Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А.Технология создания электронных средств обучения [Текст] / М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А.Краснова. – М.: Академия, 2003. – 224 с.

2. Беневольский С.В., Колесов Ю.Б. Объектно-ориентированное моделирование в задачах внешней баллистики [Текст]/ Е.С. Бенькович, Ю.Б. Колесов. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. – 127с.

3. Бенькович Е.С., Практическое моделирование динамических систем [Текст]: учебник / Е.С. Бенькович, Ю.Б. Колесов, Ю. Б. Сениченков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001. – 441с.

4. Дерябина Г.И. Создание электронных учебных курсов [Текст]: учебное пособие / Г.И. Дерябина, В.Ю. Лосев, В.В. Вишняков. – С: Универс-групп, 2006. – 32 с.

5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учеб. пособие для вузов [Текст] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

6. Кознов, Д. В. Основы визуального моделирования [Текст] / Д. В. Кознов. – М. : Бином, 2007. – 236 с.

7. Колесов, Ю. Б. Визуальное моделирование [Текст] / Ю. Б. Колесов, Ю.Б. Сениченкова. – Спб.: Мир и Семья, 2009. – 242 с.

8. Колесов Ю.Б. Компонентные технологии математического моделирования [Текст]:учебник / Ю.Б. Колесов, Ю.Б. Сениченков. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. – 223с

9. Колесов Ю.Б. Моделирование систем. Практикум по компьютерному моделированию [Текст]: практикум / Ю.Б. Колесов, Ю.Б. Сениченков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 352с.

10. Колесов Ю.Б. Моделирование систем. Объектно-ориентированный подход [Текст]: учебник / Ю.Б. Колесов, Ю.Б. Сениченков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 192с.

11. Колесов, Ю. Б. Объектно-ориентированное моделирование сложных динамических систем [Текст]: учебник / Ю. Б. Колесов. – СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2004. – 240 с.

12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2006 – 272 с.

13. Прошин А. HTML. Экпресс курс [Текст] / А. Прошин – СПб. : БХВ-Петербург, 2007. – 256 с.

14. Пущин М. Н. Проектирование информационных систем [Текст]: учебное пособие / М. Н. Пущин – М. : МИЭТ, 2008. – 226 с.

15. Наваррно Э. XHTML. Программирование [Текст] / Э. Наварро – Спб. : Питер, 2008. – 282 с.

16. Сениченков Ю.Б. Моделирование. Компьютерный практикум [Текст] / Ю.Б. Сениченков. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2013. - 189с.

17. Сениченков Ю.Б. Численное моделирование гибридных систем [Текст] / Ю.Б. Сениченков. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. – 206с.

18. Халитова Т.Б.Моделирование сложных систем в среде MvStudium [Текст] / Т.Б. Халитова, Р.Ф. Маликов, М.В. Аккужин – Международная научно-техническая конференция \"Перспективные информационные технологии\". Сборник научных трудов. – 2013. с. 373-377.

19. Визуальное программирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

20. Вуль, В. А. Электронные издания[Текст] / В. А. Вуль. – СПб.: Петербургский институт печати, 2003. – 560 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.twirpx.com/file/307879/, свободный.

21. ГОСТ 7.83—2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.remstroybaza.r*/-783-2001-lektronnie-izdaniya-snovnie-vidi-i-vihodnie-svedeniya.html, свободный.

22. ГОСТ 19.301-79 Единая система программной документации. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://gostexpert.r*/gost/gost-19.301-79, свободный.

23. ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.it-gost.r*/content/view/21/39/, свободный.

24. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы [Текст] / С.Г. Григорьев, В. В. Гришкун – М.: 2005[Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.twirpx.com/file/1101536/, свободный.

25. Корпоративный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.artus.r*, свободный.

26. Учебник [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.

27. Электронное учебно-методическое пособие по информационным технологиям [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://media.miu.by/files /store/items/npsmu-apn-xxi/ii/science-xxi_2012_seminar_17.pdf, свободный.

28. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.[Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.twirpx.com/file/1348595/, свободный.

29. Adobe Photoshop [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Photoshop, свободный.

30. RAND MODEL DESIGNER (RU)- среда моделирования сложных динамических систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: h**t://w*w.mvstudium.com h**t://w*w.mvstudium.com, свободный.


Тема: «Разработка информациионной системы “Среда визуального моделирования MvStudium”»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Курсовая работа:

    Проектирование электронной системы визуального моделирования MvStudium

    49 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 2
    ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
    1.1 Анализ возможностей среды визуального программирования 4
    1.2 Технические требования 8
    1.3 Обоснование необходимости использования вычислительной техники и телекоммуникационных оборудований для решения задач 9
    1.4 Постановка и формализация задачи 13
    1.5 Патентная проработка исследования, поиск аналогов и прототипов. 13
    1.6 Обоснование проектных решений 17
    1.6.1 Основание выбора технического обеспечения 17
    1.6.2 Обоснование выбора программного обеспечения 18
    1.6.3 Обоснование выбора технологического обеспечения 19
    ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ПО СИСТЕМЕ ВИЗУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ MVSTUDIUM 21
    1.2 Техническое задание 21
    2.2 Модель информационных потоков и ее описание 31
    2.3 Сопроводительные документы 33
    ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 44
    ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ 45
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
    ЛИТЕРАТУРА 48
  • Дипломная работа:

    Разработка автоматизированной системы обнаружения информационных угроз в медиаконтенте

    54 страниц(ы) 

    Введение
    ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УГРОЗ В МЕДИАКОНТЕНТЕ
    1.1. Исследование разработки автоматизированной системы обнаружения информационных угроз в медиаконтенте.
    1.2.Обзор существующих аналогов проектируемой системы
    1.3 Анализ современных средств проектирования и разработки автоматизированной информационной системы
    Вывод по главе 1
    ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПО ПОИСКУ УГРОЗ В МЕДИАКОНТЕНТЕ
    2.1. Техническое задание
    2.2. Разработка организационной структуры автоматизированной системы по поиску угроз в медиаконтенте
    2.3. Разработка диаграмм разработки и работы системы.
    2.4. Разработка диаграмм последовательности и кооперации по нотациям RUP. 28
    Вывод по главе 2
    ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УГРОЗ В МЕДИАКОНТЕНТЕ
    3.1. Обучение модели поиска изображений и разработка программы
    3.2. Расчет стоимости разработки информационной системы поиска информационных угроз в медиаконтенте.
    3.2.1. Определение общей продолжительности работ
    3.2.2. Расходы на оплату труда
    3.2.3. Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)
    3.2.4. Затраты на машинное время
    3.2.5. Цена программного продукта
    Вывод по главе 3
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Дипломная работа:

    Разработка автоматизированной системы управления умным классом

    54 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 5
    Глава 1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7
    1.1 Анализ предметной области 7
    1.2 Обзор рынка существующих систем «умный класс» 8
    1.3 Обзор существующих датчиков присутствия 14
    1.4 Анализ и выбор средств разработки 18
    Вывод по первой главе выпускной квалификационной работе 20
    Глава 2. РАЗРАБОТКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ «УМНОГО КЛАССА» 21
    2.1 Разработка технического задания 21
    2.2 Выбор методологии и средства проектирования 23
    2.2.1 Средство проектирования BPwin 31
    2.3 Разработка автоматизированной системы управления умным классом 39
    2.3.1 Разработка автоматизированной системы расслыки учебных материалов.39
    2.3.2 Автоматический учет: фиксация присутствующих учеников 41
    2.4 Технико-экономическое обоснование разработки автоматизированной информационной системы управления умным классом 47
    Вывод по второй главе выпускной квалификационной работе 51
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
    ЛИТЕРАТУРА 53
    ПРИЛОЖЕНИЕ 56
  • Дипломная работа:

    Проектирование и разработка информационной системы «диагностика коммуникативной компетентности»

    90 страниц(ы) 

    Введение
    Глава I. Теоретическое исследование коммуникативной компетентности
    1.1. Понятие коммуникативной компетентности
    1.2. Детерминанты коммуникативной компетентности
    1.3. Диагностика коммуникативной компетентности
    Глава II. Аспекты создания информационной системы «Диагностика коммуникативной компетентности»
    2.1. Теоретическое обоснование структуры информационной системы
    2.2. Техническое задание на создание электронного пособия
    2.3. Структура информационной системы
    2.4. Основные элементы языков, используемых при разработке информационной системы
    2.5. Экономический анализ проектирования и применения информационной системы
    Глава III. Исследование коммуникативной компетентности
    3.1. Организация исследования
    3.2. Методы и методики исследования коммуникативной компетентности
    3.3. Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования коммуникативной компетентности
    Заключение
    Список использованной литературы
    Приложения
  • Дипломная работа:

    Разработка информационной системы “виртуальная школа”

    62 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ “ВИРТУАЛЬНОЙ ШКОЛЫ”
    1.1. Описание организационной структуры и видов деятельности виртуальной школы
    1.2. Обзор существующих аналогов проектируемой системы
    1.3. Анализ и выбор методологии и средств проектирования и разработки
    Вывод по главе 1
    Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ “ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА”
    2.1. Техническое задание
    2.2. Статистические диаграммы
    2.3. Динамические диаграммы.
    Вывод по главе 2
    Глава 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ “ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА'
    3.1. Описание экранных форм
    3.2. Технико-экономическое обоснование
    Определение общей продолжительности работ
    Расчет стоимости машино-часа эксплуатации ЭВМ. Расчет затрат на разработку программного продукта
    Расчет эксплуатационных текущих затрат по программному продукту
    Расчет экономической целесообразности разработки программного продукта
    Вывод по главе 3
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    ЛИТЕРАТУРА
  • Дипломная работа:

    Формирование икт компетенции как метапредметный результат освоения ооп

    20 страниц(ы) 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ КОМПЕТЕНЦИИ.
    1.1. Компьютерные средства на уроках.
    1.2. Психолого – педагогические основы применения компьютерных средств обучения.
    1.3. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность
    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ 8
    2.1.Создание электронной системы проверки знаний с помощью программы Adobe Flash CS3 9
    2.2.Создание задания на ввод ответа 10
    2.3. Создание задания на соотнесение 13
    2.4. Создание задания открытого типа со счётчиком
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
    ЛИТЕРАТУРА 18

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    Волейбол

    60 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 5
    ГЛАВА II. «АЗБУКА» ВОЛЕЙБОЛА 8
    2.1 Стойка 8
    2.2 Перемещения 9
    ГЛАВА III. ПОДАЧИ 12
    3.1 Нижняя прямая подача 12
    3.2 Нижняя боковая подача 13
    3.3 Верхняя прямая подача 15
    3.4 Верхняя боковая подача 18
    ГЛАВА IV. ПЕРЕДАЧИ 19
    ГЛАВА V. НАПАДАЮЩИЙ УДАР 26
    5.1 Прямой нападающий удар 26
    5.2 Боковой нападающий удар 27
    ГЛАВА VI. ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ 33
    6.1 Прием мяча 33
    6.2 Прием мяча снизу одной рукой 35
    6.3 Прием мяча двумя руками сверху 35
    6.4 Блокирование 38
    ГЛАВА VII. ТАКТИКА ВОЛЕЙБОЛА 45
    7.1 Тактика нападения 46
    7.2 Тактика защиты 49
    ГЛАВА VIII. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ВОЛЕЙБОЛОМ 54
  • ВКР:

    Мониторинг учебных достижений мета предметных результатов образования

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1.1. Цели и содержание ФГОС по информатике 6
    1.2. Мониторинг учебных достижений учащихся и принципы его реализации 25
    Выводы по первой главе 35
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 37
    2.1. Опытно-экспериментальная работа 37
    2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
    Выводы по второй главе 51
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
    ПРИЛОЖЕНИЕ 59
  • Дипломная работа:

    Изучение романсов композиторов 19 - 20 веков в старших классах общеобразовательной школы

    71 страниц(ы) 

    Введение… ….3
    Глава 1: Теоретические основы изучения романсов композиторов 19- начала 20 веков в старших классах общеобразовательной школы
    1.1 История развития жанра романса в 19 - нач. 20 веков…7
    1.2. Значение восприятия музыкальных произведений на уроках музыки в старших классах общеобразовательной школы ….16
    1.3 Особенности изучения романсов 19-20 вв. в старших классах общеобразовательной школы….22
    Глава 2: Педагогические условия изучения романсов композиторов 19-20 века (на примере романсов М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова и т.д.).
    2.1 Содержание, формы и методы изучения романсов композиторов М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и др…32
    2.2 Педагогический эксперимент и его результаты….39
    Заключение….50
    Список использованной литературы….53
    Приложение….57
  • Дипломная работа:

    Экологические условия произрастания чемерицы лобеля (veratrum lobelianum bernh.) (на примере башкирского предуралья)

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ
    1.1. Характеристика района исследования
    1.2. Геология, геоморфология и рельеф
    1.3. Климат
    1.4. Почвообразующие породы и почвы
    1.5. Гидрология
    1.6. Растительность
    1.7. Животный мир
    ГЛАВА 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    2.1. Экология и биология Veratrum lobelianum Bernh
    2.2. Методы изучения
    2.3. Влияние различных факторов на растительные сообщества с Veratrum lobelianum Bernh
    2.4. Характеристика растительных сообществ лесных полян
    ГЛАВА 3. ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ С VERATRUM LOBELIANUM BERNH
    3.1. Систематический состав флоры
    3.2. Спектр жизненных форм флоры
    3.3. Биогеографический анализ флоры
    3.4. Экологический спектр флоры
    3.5. Фитосоциологический анализ флоры
    3.6. Хозяйственная характеристика флоры
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
    ЛИТЕРАТУРА
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Курсовая работа:

    Основы формирования наглядно-образного мышления у дошкольников

    35 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ.3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.10
    1.1. Научно-теоретические представления о природе и видах мышления.10
    1.2. Понятие и онтогенез наглядно-образного мышления.22
    1.3. Роль речи в формировании наглядно-образного мышления.33
    1.4. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников
    с речевой патологией.36
    1.4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.36
    1.4.2. Особенности мыслительной деятельности дошкольников с
    общим недоразвитием речи.41
    ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (констатирующий эксперимент).47
    2.1. Теоретические подходы к изучению наглядно-образного
    мышления дошкольников.47
    2.2. Организация, задачи и методика констатирующего эксперимента.50
    2.3. Ход и результаты констатирующего эксперимента.57
    2.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента, выводы.84
    ГЛАВА 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (обучающий эксперимент).90
    3.1. Исходные положения коррекционно-педагогического воздействия.90
    3.2. Организация педагогической работы по формированию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.91
    3.3. Основные задачи, этапы, направления, методы и приемы работы
    по формированию наглядно-образного мышления дошкольников с ОНР.93
    3.4. Динамика и результаты коррекционно-педагогической работы
    по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР
    (контрольный эксперимент).153
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.165
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.171
    ПРИЛОЖЕНИЕ.188
  • Дипломная работа:

    Обучение аудированию детей в центрах дополнительного образования с помощью проблемных заданий

    62 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Лингводидактические основы обучения лексической стороне аудирования младших школьников с применением проблемных заданий 7
    1.1 Психолого- педагогические особенности школьников 7
    1.2.Основные компоненты содержания обучения лексической стороне аудирования 11
    1.3. Требования школьной программы по иностранному языку в средней школе для обучения лексической стороне аудирования 20
    Выводы по главе 1 29
    Глава 2. Методика обучения лексической стороне аудирования младших школьников с применением проблемно- проектных заданий 32
    2.1. Методика обучения лексической стороне аудирования 32
    2.2. Объективные трудности при аудировании и факторы их обуславливающие 36
    2.3. Результаты опытно- экспериментальной работы 53
    Выводы по главе 2 62
    Заключение 63
    Список использованной литературы 66
  • Дипломная работа:

    Особенности эмоционального выгорания консультантов по работе с химически зависимыми людьми

    67 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ» 8
    1.1. Теоретические взгляды зарубежных и отечественных авторов на явление эмоционального выгорания личности 8
    1.2. Факторы эмоционального выгорания 12
    1.3. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания 18
    Выводы по первой главе 25
    Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИ ЗАВИСИМЫМИ ЛЮДЬМИ 26
    2.1. Организация исследования: выборка, методы, структура исследования 31
    2.2. Анализ результатов исследования 32
    2.3. Программа профилактики эмоционального выгорания консультантов по работе с химически зависимыми людьми 40
    Выводы по второй главе 44
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
    ПРИЛОЖЕНИЕ 52
  • Курсовая работа:

    Татар теленең хәрби терминологиясе

    38 страниц(ы) 

    Кереш .3
    1. Татар теленең хәрби терминологиясе .6
    2. Хәрби лексиканың лексик-тематик төркемнәре .12
    3. Татар теленең хәрби лексика составындагы
    алынма сүзләр .24
    Йомгак.32
    Файдаланылган әдәбият исемлеге .35
  • ВКР:

    Образцы древнетюркской рунической письменности на территории Среднего Поволжья и Пиуралья

    59 страниц(ы) 

    КЕРЕШ ….….… 3 (6)
    ТӨП ӨЛЕШ
    Беренче бүлек. Борынгы төрки рун язма истәлекләренә күзәтү…. 5 (8)
    § 1 . Борынгы төрки рун язма истәлекләрен өйрәнүнең кыскача тарихы.5 (8)
    § 2. Борынгы төрки рун язмаларының барлыкка килү мәсьәләсе. 6 (9)
    § 3. Борынгы төрки рун язма истәлекләренең тел-стиль үзенчәлекләре.8 (11)
    Икенче бүлек. Идел-Чулман буе рун язма истәлекләре. 15 (18)
    § 1. Надь-Сент-Миклош хәзинәсе. 15 (18)
    § 2. Биләр язмасы. 15 (18)
    § 3. Измир авылы жирендә табылган орчык башлары.16 (19)
    § 4. Урманасты Шинтәлә авылында табылган ядкарьләр. 17 (20)
    § 5. Сарабиккул язуы. 18 (21)
    § 6. Лаеш өязендә табылган кылычлар. 18 (21)
    § 7. Мурзиха язмасы. 19 (22)
    § 8. Юрино язмасы. 19 (22)
    § 9. Глазов язмасы. 20 (23)
    § 10. Бронзадан эшләнгән статуэтка. 20 (23)
    § 11. Курал язмасы. 21 (24)
    § 12. Танкеевка язмасы. 22 (25)
    § 13. Трой-Урий язмасы. 23 (26)
    § 14. Седьяр язмасы. 24 (27)
    § 15. Калмаш плитәсе.27
    § 16. Кара Абыз археологик культурасы.28
    § 17. Идел-Чулман буе рун язма истәлекләренең тел үзенчәлекләре турында берничә фикер. 29
    § 15. Калмаш плитәсе. 24 (27)
    § 16. Кара Абыз археологик культурасы. 25 (28)
    § 17. Идел-Чулман буе рун язма истәлекләренең тел үзенчәлекләре турында берничә фикер.26 (29)
    Өченче бүлек. Урта мәктәптә татар теле дәресләрендә БТРЯ истәлекләрен файдалану….….28 (31)
    § 1. Урта мәктәптә татар теле лексикасын өйрәнү методикасы. 28 (31)
    § 2. Урта мәктәптә татар теле дәресләрендә БТРЯ истәлекләрен файдалану өчен күнегүләр.32 (35)
    Йомгак ….… 37 (40)
    Библиография. 39 (42)
    Кыскартылмалар исемлеге.44 (47)
    Кушымталар . 45 (48)
  • Дипломная работа:

    Оценка породности медоносной пчелы в мелеузовском районе и разработка урока для учащихся среднепрофессиональных учреждений

    56 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 16
    2.1. Характеристика объекта и схема исследования 16
    2.2. Методы морфометрической оценки Apis mellifera 17
    2.2.1. Методы сбора проб рабочих пчел и трутней для морфометрческого анализа 19
    2.2.2. Препарирование и измерение хитиновых частей тела Apis mellifera 20
    2.2.3. Морфометрические признаки рабочих пчел Apis mellifera . 20
    2.3. Метод оценки морфотипов рабочих пчел Apis mellifera по
    Ф. Руттнеру (2006) 24
    2.4. Методика оценки ширины волосяной каймы на брюшке рабочих особей Apis mellifera по Ф. Руттнеру (2006) 24
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 26
    3.1. Краткая характеристика территории исследования 26
    3.2. Результаты оценки экстерьера рабочих особей Apis mellifera на пасеках Мелеузовского района Республики Башкортостан 28
    3.3. Разнообразие морфотипов рабочих особей Apis mellifera на пасеках Мелеузовского района Республики Башкортостан 33
    3.4. Разнообразие ширины волосяной каймы (волосяной поясок) на брюшке рабочих особей Apis mellifera на пасеках Мелеузовского района Республики Башкортостан 35
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 38
    4.1. Обучение в средне профессиональных учреждениях Республики Башкортостан профессии пчеловод 38
    4.2. Разработка урока по пчеловодству для учащихся средне профессиональных учреждений Республики Башкортостан. 39
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
    ВЫВОДЫ 50
    Список литературы 51