СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Интеграция музыки и живописи в практике работы школы - Дипломная работа №36595

«Интеграция музыки и живописи в практике работы школы» - Дипломная работа

  • 67 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ…7

1.1.Интеграция искусств как проблема….….7

1.2.А.Скрябин и М.Врубель. Пути сопряжения.….….14

1.3.Анализ произведений различных искусства на уроках в школе….…20

Выводы по первой главе….….….…26

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ….…28

2.1.Содержание и методы интеграции….….28

2.2.Педагогический эксперимент и его результаты.…. 36

2.3. Методические рекомендации по разработке и проведению интегрированного занятия….43

Выводы по второй главе….….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….53

ПРИЛОЖЕНИЯ….….….….….58


Введение

Актуальность темы. Задаваясь целью изучить вопрос интеграции искусств, в основе которых, главным образом, лежат музыка и изобразительное искусство, нужно уточнить, что же подразумевает под собой понятие «интеграция». Интеграция в образовании определяется современными учёными как «объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, подходов, направлений, образовательных программ, разных предметов или их элементов внутри образовательных областей». Интегративное содержание разных образовательных областей предполагает взаимопроникновение идей, понятий, принципов, подходов развивающего обучения. Процесс обучения, построенный на основе принципов интеграции гуманитарных дисциплин, способствует становлению целостной личности учащихся.

Проблема интеграции не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «интеграция», «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как Г. И. Беленький, И. Д. Зверев, Д. М. Кирюшкин, П. Г. Кулагин, Н. А. Лошкарева, В. Н. Максимова, Т. Ф. Федорец, В. Н. Федорова и другие, высказывающие свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей.

Современное состояние преподавания музыки в школе характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания образования. Этот процесс протекает неоднозначно, а порой и противоречиво. Появление авторских программ и методик, стремление многих школ работать в режиме инновационных идей, где не последнее место занимают идеи развивающего обучения, проектирование форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного музыкально-эстетического образования − все это свидетельствует об осознании огромной роли искусства в формировании человека.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы интеграции носят комплексный характер, включая и вопросы личностного отношения. Поэтому школа испытывает потребность в таких формах межпредметной интеграции, которые бы не только учитывали комплексный характер проблем, но и создавали возможность формировать правильное отношение учащихся к проблемам, которые ставят перед ними школьные предметы. Однако, анализируя достижения теории и практики в области межпредметной интеграции, их возможностей в формировании учебной деятельности, можно сделать вывод о том, что до сих пор не исчерпаны все возможности осуществления интеграции на уроках музыки.

В связи, с чем целью исследования является определение педагогических условий использования интеграции в образовательном процессе, а также раскрытие сущности интеграции как инновационной формы работы в образовании на примере произведений А.Н. Скрябина и М.А. Врубеля.

Объект исследования – музыкальное образование школы.

Предмет исследования – выявление оптимальных форм, методов и приемов организация музыкально-педагогического процесса с привлечением межпредметной интеграции связей (музыка и изобразительное искусство).

Поставленная проблема, объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

• рассмотреть понятие интеграция и межпредметные связи и определить их место в современной образовательной концепции;

• раскрыть содержание и этапы интеграционных уроков и занятий;

• рассмотреть методологию планирования и организацию учебного процесса;

• изучить научную, публицистическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования;

• выявить педагогические условия межпредметной интеграции в школе;

• обобщить опыт работы по использованию межпредметной интеграции в процессе обучения.

В работе выдвигается гипотеза, согласно которой осуществления интеграции между предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство» способствует:

• формированию единой системы знаний у учащихся;

• активизации комплексной мыслительной деятельности;

• расширению представлений о конкретной эпохе.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, эстетические, музыковедческие исследования, связанные с темой выпускной квалификационной работы. Использовались труды по оптимизации процесса обучения, методам обучения, по методике и методологии образования, по вопросам полихудожественного воспитания и интеграции искусств.

При решении поставленных задач, обобщении результатов, применялись следующие методы исследования:

1. поиск, изучение и анализ теоретической литературы в области музыкальной педагогики, музыкознания, эстетики, духовной культуры, истории, философии, истории межпредметных связей;

2. изучение, анализ и обобщение опыта в области исследования межпредметных связей в системе школьного образования;

3. опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна заключена в разработке целостной характеристики интеграции как явления педагогической деятельности, с учетом внутренних контактов между предметами эстетического цикла.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе изучения достижений в области использования межпредметной интеграции, получены результаты опытно-экспериментальной работы, которые могут быть использованы в системе подготовки, повышения квалификация педагогических кадров и в практической деятельности учителей музыки и учителей-предметников.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, которая включает в себя две главы, заключение, список литературы, приложения.


Выдержка из текста работы

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ

2.1. Содержание и методы интеграции

В преподавательской практике, опираясь на теорию синестезии, правильным было бы использовать различные виды искусств для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроках искусства позволяет "озвучить" и "оживописать" текст, картину и музыку, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства - кино, театр.

Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура. Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы. В синтезе они более глубоко могут раскрыть такие понятия как «красота», «сострадание», «сочувствие». Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире.

Интеграционные занятия имеют свободную форму, не ограничиваясь рамками учебного «академического часа». На данный момент нет точных границ и рамок, как должен выглядеть интегративный урок, какую продолжительность он должен иметь и с помощью каких средств он должен осуществляться. В связи с этим мы предлагаем собственный тип интегрированного урока:

В связи с тем, что наше исследование нацелено на учеников старших классов, главное – это самостоятельная работа учащихся в сотрудничестве с преподавателем. Основным методом и способом на занятиях по теме «М. Врубель и А. Скрябин» должна стать теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий). Приветствуется использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень эмпирического и рационального познания позволяет представить мир как целостную картину.

Учитель, интегрирующий на уроке рассматриваемую нами тему, должен знать, что такие уроки имеют особую специфику. И первое, о чем следует упомянуть – это единство первоистоков всех искусств. Едины их образы, темы и сюжеты. Д.Б. Кабалевский писал: «Искусства возникают не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения их творцов. Все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и композитора, и художника. Поэтому – то мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается различными средствами, в разных формах» [18].

Соответственно, важнейшим фактором интегрированного урока является умение преподавателя донести до учащихся мысль о единстве всех искусств и о том, что нельзя воспринимать искусство в отрыве от социокультурной среды, окружавшей художника, от идейной составляющей, от влияний, которые ощущает на себе мастер.

Следующий пункт, о котором стоит вести речь на интегрированном занятии – кажущаяся незавершенность работ мастеров. Цикл иллюстраций к «Демону» Врубеля являет собой обособленные листы, шедевры в своей целостности. Однако неподготовленный «глаз» может уловить лишь незавершенность листов, их кажущуюся небрежность. Стоит особое внимание уделить этому неверному восприятию работ, объяснив, что мнимая небрежность и «лень» Врубеля являются лишь доверием последнего к зрителю, включение его в создание образа [22]. Перед преподавателем стоит задача помочь учащимся «дорисовывать» детали объекта, т.е. они должны увидеть не только то, что изображено на картине, но и то, что подсказывает им опыт. В связи с этой нелегкой зрительной и мыслительной работой учащиеся поднимаются на новый уровень общения с картиной, становятся полноценными участниками творческого процесса, соавторами художника.

Здесь же следует подчеркнуть общность музыки и живописи, уточнить, что сонатное творчество А. Скрябина имеет такие же отличительные черты, что и работы художника – а именно кажущаяся «открытость» сонат, отсутствие четких ассоциативных построений. В музыке действуют те же правила, что и в иллюстрациях Врубеля – давая намеком, одной – двумя фразами тему, композитор предоставляет слушателю свободу воображения – формирует зрительный образ. Однако именно в объяснении музыки есть одна важная деталь – стоит следить за эмоциональным и ассоциативным эквивалентом зрительного образа, т.к. иногда уровень подготовки учащихся не соответствует преподаваемому материалу, что может ввести ученика в заблуждение о кажущейся легкости понимания как музыки, так и живописи, неверному истолкованию им «знаков» искусств.

Как говорилось выше, нельзя воспринимать творчество мастеров в отрыве от социокультурной обстановки в стране. Рубеж 19-20 вв., именуемый в культуре веком Серебряным, явил общественности величайших гениев искусства, среди которых и изучаемые нами М. Врубель и А. Скрябин. Основная характеристика этого времени – размытость. Смешение и сосуществование в рамках одной культуры различных стилей и норм, мировоззренческих концепций и эстетических установок, традиций и разнонаправленных тенденций[50], социальная неустойчивость, напряженная ситуация в стране – эти немаловажные факторы сказывались на творчестве мастеров, а точнее на появлении новых красок и гармоний, неустойчивости композиции, повышенном внимании к чувственной составляющей. Именно во времена Серебряного века появляются в культурном обществе идеи о «музыкальности» живописи и наоборот. Эти идеи воплотились в скрябинской концепции теургической роли музыки – огня в «Мистерии», которая была задумана как синтез музыки, света, пластики, живописи, архитектуры, искусства вообще. Целостная концепция синтеза связывает и творчество Врубеля, который мечтал о «величавости будущего здания искусства» [8].

Этот немаловажный фактор единения искусств, единства истоков следует подробнее объяснить ученикам, уточняя роли влияния самих мастеров на общекультурные идеи страны, двустороннюю зависимость: социокультурной обстановки на художника и художника на культурную среду.

Рассматривая общность идей на интеграционных уроках для старших школьников, следует уточнить, что философское миропонимание сыграло немалую роль на становлении художников. Исследователь П.К. Суздалев пишет: «необходимо принять во внимание ту легкость и непосредственность, с которой как бы без всяких усилий образная мысль Врубеля переходила от натурно – реальных образов к философскому символу. Это – одна из драгоценных и редких особенностей художественного дарования, мощного воображения, свойственного только великим художникам» [36]. Философские идеи интересовали так же и А. Скрябина, который некоторые свои произведения сам интерпретировал, писал небольшие философские очерки, которые помогают исполнителям и музыковедам полнее понять творчество великого композитора.

Дабы заинтересовать учеников, после философских идей можно дать информацию о том, что те произведения, о которых идет речь в нашей работе, явились неким лейтмотивом жизни мастеров. «Демон» до последних дней сопровождал Врубеля в его творчестве, а идеи искусства, побеждающего «жизнь» и обыденность, зародившиеся в сонатах Скрябина, воплотились в создании «Предварительного действа» - последней работы композитора. «Сонаты эти, — считал биограф композитора Л.Л. Сабанеев, —были как бы маленькими мистериями, отрывками общего плана» [30].

Современники много рассуждали о роковом сходстве трагических судеб Врубеля и его главного героя – Демона. Александр Бенуа писал: «Всю жизнь Врубель предлагал себя всем; возвращаясь в своих созданиях постоянно к «Демону», он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением, для которого людское общество было и братски близко и безнадежно далеко» [2].

Демонизм отразился и на творчестве композитора. Целый ряд исследователей отмечает моменты, которые можно выразить словами Г. Флоровского, который утверждал, что в Скрябине заключалась «люцеферическая воля властвовать, магически и заклинательно овладевать».

Однако, затрагивая тему философских изысканий художников, следует сразу же ограничить фантазию учащихся, которая может разыграться в связи с нелегкими судьбами изучаемых нами мастеров, их загадочными смертями и фантастическими образами, связанными с их именами.

Ведя разговор о творчестве Скрябина, было бы верным уточнить, что музыка его в образном отношении не остроконфликтна, но достаточно драматична, воплощает протеворечивый мир душевных устремлений. Для Скрябина не существовало «плохого и хорошего», главным для него было искусство, которое помогало переступить через мелкие жизненные ситуации, понять нечто высшее. По этому поводу автор сонат заметил: «Многие мистические ощущения трудно выразить словами, но звуками они передаются. Вот почему музыканту путь легче» [50].

Как в жизни, в творчестве художников нет крайностей. Демоны Врубеля олицетворяют собой не «чистое» зло, а трагическое смешение добра, зла и страдания. В каждом персонаже происходит единение двух начал, противоположных друг другу. Внутренние изменения, «многоликость, бесконечная превращаемость была свойственна самому Врубелю, так же, как подвижность и доходящая до болезненности изменчивость его образов, - это признаки подлинно символистской живописи» [28].

В «Демоне» и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова Врубель в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.

Следует не только вести разговор о символизме как течении, но и разъяснить учащимся те знаки, через которые Скрябин и Врубель передают художественные образы. Художественный образ коммуникативен по своей природе. Его смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно-воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Существует несколько основных разновидностей знаков, используемых для коммуникации как вне искусства, так и в искусстве. Это изобразительные, выразительные, словесные и условные знаки.


Заключение

Современная отечественная педагогика ищет новые парадигмы воспитания, поэтому ей интересны имеющиеся в мире педагогические концепции. В настоящее время развитие образовательной системы Российской Федерации связано как с переосмыслением отечественного опыта, так и с поиском актуальных педагогических концепций обучения английскому языку в современной зарубежной педагогической практике. Анализ изменений, происходящих в сфере образования за рубежом, и сопоставление их с теорией и практикой обновления отечественной школы дает возможность творчески использовать позитивный зарубежный опыт, что является предпосылкой повышения качества образования.

В педагогической среде понятие «интеграция» и «межпредметные связи» занимает занимают важное место среди других инструментов. Однако, как показал проведенный нами анализ научной литературы, разные авторы по-разному определяют эти термины. В данной дипломной работе за основу мы взяли следующие определения: интеграция понимается как «объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, подходов, направлений, образовательных программ, разных предметов или их элементов внутри образовательных областей». Межпредметные связи - это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике.

В ходе анализа было выявлено, что интеграция – это процессная категория, то есть подразумевает под собой этапность в реализации. Определяя структуру интегративного урока, следует определить уровни интеграции. Это может быть как понятийно – информативный уровень (учителя разных предметов согласуют информацию, формируют тему, цели, но проводят урок по отдельности), так и бинарный уровень интеграции (одновременное обучение). Следующим шагом в определении структуры интеграции будет определение предметных границ – будет ли это внутрипредметная или межпредметная связь.

Однако главным будут этапы подготовки интегрированных уроков: подготовительный, исполнительский и рефлексивный. Наиболее важным, как нам кажется, является этап подготовки занятия, включающий в себя организацию творческой группы, постановку образовательных целей, конструирование и репетицию, как немаловажный фактор успеха интегративного занятия. Этапы непосредственного исполнительства и рефлексии являются логичным развитием описанного выше этапа.

Чтобы процесс интеграции был запущен на уроке, ее ведущему (преподавателю, учителю) необходимо владеть методологией планирования и построения занятия. Единственным и наиболее сложным приемом создания интегрированных уроков является разграничивание информации, подаваемой учащимся. Для достижения цели с использованием данного приема нужно уточнить форму интегрирования – вертикальная либо горизонтальная формы подразумевают под собой различные методы интегрирования. Вертикальная форма охватывает однородный материал из программ разных лет обучения, горизонтальная – предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. Горизонтальныйтематизм за содержательную единицу обучения берет тему, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).

Вертикальныйтематизм - объединение нескольких школьных предметов на основе диалога по заданной теме. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл. Это некая ключевая фраза, лейтмотив[38].

В ходе исследования мы выявили ряд проблем в сфере планирования и организации интегративного учебного процесса. Это малоинформативность, неподготовленность, отсутствие четких «мостиков» между знаниями и понятиями интегрируемых предметов.

В целях решениях этих проблем мы предложили собственную разработку интегративного урока для 8 класса, которая составила основу данной дипломной работы.

Среди интегрируемых понятий использованных в разработанном уроке были такие, как язык искусства, единство искусств, художественный образ, колорит, динамика, гармония, ритм. Преподавателю, разрабатывающему интегрированный урок, следует быть максимально подготовленным к вопросам, относительно специальной терминологии, чтобы сформировать правильное восприятие произведений искусства учащимся.

Таким образом, предложенная нами методическая разработка поможет изменить в лучшую сторону качество системы образования: создать естественное и максимально целостное понимание понятия «интеграция предметов гуманитарного цикла», мотивировать преподавателей на плодотворную и эффективную работу, а так же сформировать у учеников школы интерес к единству получаемых и систематизации полученных знаний.

В завершении особо отметим нравственно-воспитательное значение искусства, ибо оно, по утверждению Л. С. Выготского, «есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое может быть никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней». Предшественник Л. С. Выготского в исследованиях проблем художественного творчества, А. А. Потебня, «изучая процессы творчества, установил, что движущей силой развития личности и причиной всякого творчества является стремление человека к истине и самовыражению, а окристаллизованная духовность в произведениях искусства снабжает людей силой, освещающей человечеству путь к самосовершенствованию» [43].


Список литературы

1. Азизян И.А. Диалог искусств серебряного века. - М.: Прогресс – Традиция, 2001.

2. Алешина Л.С.; Стернин Г.Ю. Образы и люди Серебряного века. - М.: «ГалАрт», 2005.

3. Алпатов М., Анисимов Г. Живописное мастерство Врубеля. - М.: «Лира», 2000.

4. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления / Сост. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974.

5. Бандура Н. О программности в произведениях А.Н. Скрябина.- Журнал "Новая Эпоха", № 25, 2000.

6. Бойко Г.А. Скрябин А.Н. Новатор Серебряного века. - М.-Л.: Советский писатель, 1982.

7. Браже. Т. Г. Интеграция предметов в современной школе. - «Литература в школе», № 5, 1996.

8. Врубель М. А. Воспоминания о художнике. Переписка. - Л.: Искусство, 1976.

9. Выготский, Л. C. Психология искусства Текст. /Л.С. Выготский. Москва: Искусство, 2000.

10. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. - 1997. - №3.

11. Долгополов И. Мастера и шедевры.- Т. 4 – М.: «Терра» - 2008.

12. Зарецкая И.И., Гравников И. Интегрированный урок в системе гуманитарного образования// Школа. - 1999. - №2.

13. Иванов Вяч. Взгляд Скрябина на искусство / Иванов Вяч. Лик и Личины России. Эстетика и литературная теория. – М., 2009.

14. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М. Советский композитор, 1977.

15. Казанцева С. А. Культурология.- М., 2005.

16. Кирнарская Д.К. Классическая музыка для всех.- М., 1997.

17. Коган Д.З. Врубель // Серия «Жизнь в искусстве» - М.: «Искусство», 1980.

18. Курбатова Н. В., Лазарев М. А. Развитие системы высшего профессионального образования и формирование картины мира у студентов: к проблеме взаимодействия. – М.,2008.

19. Курышева Т.А. Театральность и музыка. – М., 1984.

20. Литвинова, Н.В. Интегративный подход к развитию творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства. Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук. /Н.В. Литвинова. Рязань, 2003.

21. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002.

22. Магидович М. Л. Импрессионизм как явление культуры. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения., СПб – 1994.

23. Машенко И.В. Использование музыки на уроках литературы. - М.,1978.

24. Мелик-Пашев А.А. «Интеграция и самоопределение», «Перемены», № 1, 2001.

25. Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. М., 1972 – 360 с.

26. Никитина В.П. А. Н. Скрябин. Русский композитор и пианист. – Санкт-Петербург, 1991. Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской Академии Образования «Институт Художественного образования» №4, 2012.

27. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. М., 2008. - с. 90.

28. Рубцова В.В. Александр Николаевич Скрябин – Москва, 1989.

29. Русакова А. А. Символизм в русской живописи. - М.: Белый город, 2010.

30. Русская музыкальная литература.- Вып. 4, Изд.4. – М.: «Музыка» - Ленинградское отделение, 1981.

31. Сабанеев Л. П. Воспоминания о Скрябине - М.:, 1925.

32. Савенкова Л.Г. Актуальные проблемы интегрированного и полихудожественного подходов в педагогике искусства// Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания. Часть 1. – М., ИХО РАО, 2007.

33. Скоробогачева Е. А. Михаил Врубель. (Малая серия искусств). – М., «Арт-родник» - 2010.

34. Стернин Г. Ю. От Репина до Врубеля. - М.: «ГалАрт», 2009.

35. Столяров Б.А Музейная педагогика. Междисциплинарные диалоги. Первая тетрадь. – СПб: «Специальная литература», 1998.

36. Столяров Б.А. Музыка в музее: методическое пособие. Выпуск 1. – СПб., 2007.

37. Суздалев П. К. Врубель, музыка, театр. - М.: «Изобразительное искусство», 1983.

38. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практ.пособ. для учителей начальной школы, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.

39. Томпакова О.М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX – начала ХХ века. – М., 1997.

40. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. Серия: Слово о сущем. Т. 70. СПб.: Наука, 2007 – 69 с.

41. Юсов Б.П. Современная концепция общеобразовательной области «Искусство в школе»//Известия РАО. – 2001. - № 4. – С.64-74.

Электронные ресурсы:

42. Тавьев М., «От Веницианова до Ван Гога» [Электронный ресурс]. Режим обращения: h**t://w*w.ais-aica.r*/ais-aica/index.php?option=com_content&view=article&id=2637%3A2012-01-30-17-39-10&catid=253%3A2012-01-30-09-47-19&Itemid=3&limitstart=

43. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://russian-world.am/music-painting. Дата обращения: 18.08.2013 13:10

44. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://w*w.scriabin.r*/index.html. Дата обращения: 14.08.2013 14:23

45. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://w*w.calend.r*/person/1528/. Дата обращения: 19.08.2013 10:40

46. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://vrubel-lermontov.r*/illustration.php. Дата обращения: 13.08.2013 11:45

47. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://lermontov.sch1262.r*/1113.html. Дата обращения: 14.08.2013 14:20

48. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://works.doklad.r*/view/ItqeHPZaYtc.html. Дата обращения: 18.08.2013 16:40

49. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://pstgu.r*/download/1252609061.khresina.pdf. Дата обращения: 20.08.2013 11:16

50. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://intoclassics.net/news/2012-01-06-1615. Дата обращения: 18.08.2013 17:10

51. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://velikayakultura.r*/philosofia-kultury/rossiya-na-rubezhe-vekov-analiz-sotsiokulturnoy-situatsii-rasputya. Дата обращения: 17.08.2013 15:49

52. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://perova3.jimdo.com/%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/%D0%B2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%D0%BA%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%83. Дата обращения: 11.09.2013 19:16

53. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://festival.1september.r*/articles/620214/. Дата обращения: 19.08.2013 12:04

54. Электронный ресурс. Режим доступа: h**t://w*w.edueao.r*/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=12&Itemid=91. Дата обращения: 18.10.2013 20:17


Тема: «Интеграция музыки и живописи в практике работы школы»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Методика проведения занятий по работе над пейзажными этюдами в детской художественной школе

    60 страниц(ы) 

    Введение….…
    ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
    1.1. История и особенности западноевропейской пейзажной живописи …
    1.2. Особенности русской пейзажной живописи XVIII-XIX вв. ….
    1.3. Роль пейзажной живописи в изобразительном искусстве Башкортостана….
    ГЛАВА II. ХУДОЖЕТСВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ
    2.1. Технологические вопросы и этапы работы в масляной живописи….
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
    3.1. Разработка методических рекомендаций по проведению занятий в художественной школе ….….
    3.2. Разработка планов-конспектов занятий по работе над этюдами пейзажей в условиях детской художественной школы ….
    Заключение….
    Список использованной литературы….
    Приложения….….
  • Дипломная работа:

    Формирование умений самоконтроля и самооценки в процессе обучения математике

    72 страниц(ы) 

    Введение….3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОКОНРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ….8
    1.1. Состояние проблемы формирования умений самоконтроля и самооценки в образовании…8
    1.2. Организационно-педагогические условия формирования умений самоконтроля и самооценки в обучении математике….….19
    Выводы по первой главе….30
    Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ….34
    2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию умений самоконтроля и самооценки в обучении математике ….…34
    2.2. Содержательно-технологические аспекты формирования умений самоконтроля и самооценки в обучении математике …39
    2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…51
    Выводы по второй главе….62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….64
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…66
    ПРИЛОЖЕНИЯ….69
  • Курсовая работа:

    Математические методы и модели в менеджменте на примере предприятия

    33 страниц(ы) 

    Введение….3
    1 Теоретические основы математических методов и моделей в менеджменте…5
    1.1 Понятие и роль математических методов и моделей в менеджменте….….5
    1.2 Особенности применения и виды математических моделей и их видов в менеджменте.….11
    2 Математические методы и модели в менеджменте на примере предприятия ОАО «Новокубанскагропромхимия»…17
    2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования….17
    2.2 Оценка применения математических методов и моделей в практике менеджмента на предприятии….22
    3 Оптимизация процесса управления на предприятии…27
    Заключение….31
    Список использованной литературы….33
  • Дипломная работа:

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ «У РЕКИ» (холст, масло)

    50 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ .….….….…
    ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    1.1. Краткий исторический обзор развития пейзажной живописи …
    1.2. Развитие пейзажа в башкирском изобразительном искусстве .
    ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СЕРИИ ПЕЙЗАЖЕЙ «У РЕКИ»
    2.1. Работа над композицией пейзажа ….….….…
    ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ЖИВОПИСИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
    3.1. Методические рекомендации по обучению основам живописи пейзажа в детской художественной школе ….….….
    3.2. Методическая разработки по проведению занятий на тему «Пейзаж»….
    Заключение….
    Список использованной литературы….…
    Приложение….
  • Дипломная работа:

    Разработка методических рекомендаций по работе с мультимедийными программами

    70 страниц(ы) 

    Введение…3
    Глава I. Теоретические основы работы с мультимедийными программами ….7
    1.1. Мультимедийные программы в музыкальном образовании: вопросы истории и теория.7
    1.2. Использование мультимедийных программ на уроках музыки в старших классах в общеобразовательной школе ….19
    Выводы по I главе…33
    Глава II. Методические рекомендации по работе с мультимедийными программами ….36
    2.1. Содержание, формы и методы использования мультимедийных программ …36
    2.2. Методические рекомендации по использованию мультимедийных программ на комбинированных уроках музыки и информатики в старших классах при обучении программе Cubase….…47
    Выводы по II главе….61
    Заключение….64
    Список литературы….66
  • ВКР:

    Методика обучения пейзажной живописи в детской художественной школе .серия работ «родные просторы» холст, масло

    45 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава I. Масляная живопись в истории изобразительного искусства 7
    1.1. Эволюция техники масляной живописи 7
    1.2. Пейзаж в масляной живописи 13
    1.3. Ведущие художники РБ, специалисты по масляной живописи 19
    Глава 2. Методика работы над серией холстов «Родные просторы» 22
    2.1. Работа над эскизами к живописной серии «Родные просторы».
    2.2. Последовательность работы над дипломным проектом 22
    2.3. Методы и приемы обучения школьников масляной живописи 26
    2.4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
    2.5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Курсовая работа:

    Развитие навыков общения у тревожных детей дошкольного возраста

    35 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения у тревожных детей дошкольного возраста 6
    1.1 Проблемы тревожности в отечественной психологии и в зарубежных научных школах 6
    1.2. Особенности общения тревожных детей 19
    1.3. Характеристика общения тревожных детей дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми 23
    Литература 34
  • Дипломная работа:

    Аналитические глаголы и методика изучения их на уроках башкирского языка

    63 страниц(ы) 

    Инеш.
    I бүлек. Тел ғилемендә һүҙьяһалыштың үҫеше һәм өйрәнелеү тарихы.
    1.1. Төрки телдәрҙә һүҙьяһалыштың тарихи үҫеше.
    1.2. Башҡорт телендә ҡылым һүҙьяһалышының өйрәнелеү тарихы.
    II бүлек. Зәйнәб Биишеваның “Кәмһетелгәндәр” романында аналитик ҡылымдар.
    2.1. Романда исем һүҙ төркөмдәренә ҡараған ҡушма һүҙҙәр.
    2.2. Ҡылым һүҙ төркөмдәренә ҡараған ҡушма һүҙҙәрҙең бирелеше.
    III бүлек. З. Биишева әҫәрҙәрендәге аналитик ҡылымдарҙы өйрәнеү үҙенсәлектәре
    Йомғаҡлау.
    Ҡулланылған әҙәбиәт исемлеге.
  • Дипломная работа:

    Диагностика функционирования фразеологических единиц с компонентом «зооним» русского и французского языков

    60 страниц(ы) 

    Введение_3
    Глава Ι Проблемы фразеологии в лингвистике
    1.1 Фразеологическая единица и ее сущность_6
    1.2 Специфика фразеологической системы_13
    1.3 Коннотация как средство экспрессивной окраски номинативных единиц_17
    1.4 Структурные типы фразеологических единиц во французском языке_22
    1.5 Функционально-стилистические коннотации_27
    1.6 Расхождение в области фразеологии в русском и французском языках_31
    Выводы по Ι - ой главе_33
    Глава ΙΙ Диагностика функционирования фразеологических единиц с компонентом «зооним» в русском и французском языках
    2.1 Особенности французских и русских фразеологических единиц с компонентом «зооним»_34
    2.2 Диагностика функционирования зоофразеологизмов в русском языке_38
    2.3 Тематическая диагностика фразеологических единиц с компонентом «зооним» во французском, испанском и русском языках_43
    Выводы по ΙΙ – главе _50
    Заключение_52
    Список использованной литературы_53
    Приложения
  • Дипломная работа:

    Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

    77 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 5
    Глава I. Теоретические основы развития речевой деятельности 12
    1.1. Понятие «речевая деятельность», ее содержание, структура и виды 12
    1.2. Общая характеристика речевого развития младших школьников 20
    1.3. Требования к развитию речевой деятельности младших школьников по ФГОС НО 25
    Выводы по главе I 33
    ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 34
    2.1. Анализ и описание системы упражнений направленных на развитие речевой деятельности младших школьников 34
    2.2. Методические рекомендации по организации уроков русского языка направленных на комплексное развитие речевой деятельности 50
    2.3. Описание диагностического исследования направленного на выявление уровня развития речевой деятельности младших школьников 54
    Выводы по главе II 69
    Заключение 70
    ЛИТЕРАТУРА 73
  • ВКР:

    Тaтap теле һәм әдәбияты дәpеcләpендә укучылapның тәнкыйди фикеp үcеше

    63 страниц(ы) 

    КЕPЕШ 3
    ТӨП ӨЛЕШ
    БЕPЕНЧЕ БҮЛЕК. Тәнкыйди фикеpләү технологияcенең фәнни һәм гaмәли куллaнылыш acпектлapы
    1.1. Тәнкыйди фикеpләү технологияcенең фәнни һәм гaмәли куллaнылыш acпектлapы 8
    1.2.Кpитик фикеpләү технологияcендә дәpеc cтpуктуpacы 13
    1.3. Мәктәп cиcтемacындa ФДББC куйгaн тaләпләp 17
    1.4. Дәpеc укыту эшенең төп фоpмacы 26
    1.5.Укыту-тәpбия пpоцеccындa эшлекле якын килү методын куллaну 27
    1.6. Педколлектив белән эш. 32
    1.7. ФГДББCның методик тәэмин ителеше 32
    ИКЕНЧЕ БҮЛЕК. Тaтap теле һәм әдәбияты дәpеcләpендә укучылapның
    тәнкыйди фикеpен үcтеpү aлымнapы
    2.1. Кpитик фикеpләү технологияcенең aлымнapы, aлapның тaтap теле һәм
    әдәбияты дәpеcләpендә куллaнылышы 38
    2.2. Тәнкыйди фикеpләү үcтеpү aлымнapын оештыpу һәм үткәpү
    үзенчәлекләpе 52
    ЙОМГAК 54
    КУЛЛAНЫЛГAН ӘДӘБИЯТ ИCЕМЛЕГЕ 56
    КУШЫМТA
    Дәpеcләpдә укчылapның тәнкыйди фикеpләвен үcтеpү aлымнapы куллaнылгaн дәpеc эшкәpтмәләpе
  • Дипломная работа:

    Подготовка к чтению в рамках огэ по немецкому языку на основе использования интернет-ресурсов

    89 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    ГЛАВА 1. ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1.1 Психолого-педагогические факторы обучения чтению на иностранном языке….….9
    1.2 Нормативно-правовые и учебно-методические требования к навыкам чтения по иностранному языку….19
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 …25
    ГЛАВА 2. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
    2.1 Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении немецкому языку….27
    2.2 Интернет-ресурсы как способ совершенствования навыков чтения при при подготовке учащихся к ОГЭ по немецкому языку ….33
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 …40
    ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ПО РАЗДЕЛУ «ЧТЕНИЕ».
    3.1 Тематическое обеспечение и методический анализ Интернет ресурсов для подготовки выпускников к ОГЭ по разделу "Чтение"…42
    3.2 Методические рекомендации для подготовки обучающихся к ОГЭ по немецкому языку, раздел «Чтение»….53
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3….60
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….62
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…67
    ПРИЛОЖЕНИЯ…74
  • Дипломная работа:

    Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира

    93 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ…
    ГЛАВА 1.ТЕOРЕТИЧЕСКИЕ OСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКOЙ ДЕЯТЕЛЬНOСТИ МЛАДШИХ ШКOЛЬНИКOВ….
    1.1. Становление исследовательского подхода и сущность основных понятий.
    1.2. Исследовательское обучение в современном образовании…
    1.3. Исследовательский потенциал младшего школьного возраста…. ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ….
    ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИР….
    2.1.Возможности и условия развития исследовательских навыков у младших школьников в процессе изучения окружающий мир в условиях реализации ФГОС НОО….
    2.2.Технология формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения окружающего мира….
    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ….
    ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА….
    3.1.Определение первичного уровня развития исследовательских умений у младших школьников в процессе изучения окружающего мира…
    3.2.Организация работы по развитию у младших школьников исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира…
    3.3.Анализ результатов опытно – экспериментальной работы….
    ВЫВОДЫ В ТРЕТИЙ ГЛАВЕ…
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ….
    ЛИТЕРАТУРА…
    ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ….
    ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ….
  • ВКР:

    Методическое сопровождение создания электронных уроков по математике

    62 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ 7
    1.1 Новые информационные технологии в обучении математики 7
    1.2 Основные преимущества, недостатки, проблемы и мифы электронного образования
    ГЛАВА II. ЭЛЕКТРОННЫЙ УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 31
    2.1 Методические рекомендации по созданию электронного урока 31
    2.2 Разработка сценария урока в Московской электронной школе 41
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
  • ВКР:

    Особенности перевода спортивной и фитнес лексики с английского на русский и ее изучение на уроках иностранного языка

    70 страниц(ы) 

    Введение
    Глава 1. Понятие перевода. Характеристика и переводческие трансформации лексики спорта и фитнеса 4
    1.1 Перевод как особый вид коммуникации 6
    1.2 Термины и заимствования в спортивной и фитнес лексике. Способы словообразований 10
    1.3 История происхождения понятия «фитнес». Основные виды переводческих трансформаций фитнес лексики 18
    Выводы по 1 главе 25
    Глава 2. Разбор лексики из различных фитнес направлений на материале современных видео YouTube и журнальной статьи 27
    2.1 Разбор лексики из йоги 28
    2.2 Рассмотрение лексики пилатеса 32
    2.3 Разбор лексики силовых тренировок 35
    2.4 Рассмотрение танцевальной лексики 38
    Выводы по 2 главе 41
    Глава 3. Задания с лексикой спорта и фитнеса для разных уровней знания учащихся 43
    3.1 Отработка фитнес и спортивной лексики в начальной школе 45
    3.2 Отработка спортивной и фитнес лексики в средней школе 50
    3.3 Отработка спортивной и фитнес лексики в старшей школе 56
    Выводы по 3 главе 60
    Заключение 62
    Список использованной литературы 65
    Приложение 70
  • ВКР:

    Развитие аналитических способностей при изучении раздела «моделирование и формализация» курса информатики

    54 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 4
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩЕГОСЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 7
    1.1. Развитие аналитических способностей в курсе информатики 7
    1.2. Методика изучения раздела «Моделирование и формализация» 12
    Выводы по первой главе 23
    ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ» НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 25
    2.1. Создание web-страниц средствами языка HTML 25
    2.2. Методика разработки электронного учебного пособия «Моделирование и формализация» 38
    Выводы по второй главе 48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
    ЛИТЕРАТУРА 52
    ПРИЛОЖЕНИЕ 55