СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Средства формирования идеала женщины в башкирском фольклоре и литературе - Магистерская работа №43344

«Средства формирования идеала женщины в башкирском фольклоре и литературе» - Магистерская работа

  • 131 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ПЕРВАЯ ГЛАВА. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛА ЖЕНЩИНЫ В БАШКИРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ 10

1.1. Идеал женщины в эпосах, кубаирах, сказаниях и легендах 10

1.2. Идеал женской красоты в башкирских сказках 31

1.3. Описание женской красоты в народных песнях 38

1.4. Описание женского идеала в пословицах и поговорках 47

1.5. Фольклор как средство воспитания идеала духовной красоты 57

ВТОРАЯ ГЛАВА. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛА ЖЕНЩИНЫ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 70

2.1. Женский идеал в литературе дооктябрьской революции 75

2.2. Женский идеал в литературе советского периода 88

2.3. Женский идеал в современной башкирской литературе 94

2.4. Литературный образ как средство воспитания женского идеала 104

Заключение 115

Список литературы 123

Приложение I


Введение

Тема нашей работы - «Средства формирования идеала женщины в башкирском фольклоре и литературе».

Женщина, как прекрасная половина человечества, является главной героиней в произведениях устного народного творчества и в литературе любого народа. Именно с образом женщины связано выражение художественных и эстетических идеалов в фольклоре и литературе того или иного народа. Для того чтобы претворить в жизнь воплощение прекрасных идеалов, устремленность к вершинам красоты нравственной и красоты внешней, образам женщин-героинь в фольклоре и литературе щедро давались самые лучшие качества. Потому женские образы в фольклоре и литературе часто изображались как символы красоты.

Перед тем, как перейдем к литературоведческой части исследовательской работы, мы считаем для себя важным обосновать ее вначале некоторой исторической справкой.

Семейный быт башкир практически до конца XIX столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще присутствовали и обычаи мусульманского шариата. Поэтому очень трудно было женщине- башкирке в условиях патриархальных и мусульманских запретов проявить способности, которые были заложены в нее природой, претворить в жизнь свои мечты и надежды, добиться того, чтобы общество признало ее право на свободную, достойную жизнь. Доля женщин была, без всякого сомнения, тяжелой - об этом говорят многие исторические документы. В условиях патриархально-родовых и феодальных отношений, жестоких обычаев мусульманского шариата на женские плечи выпало самое тяжкое бремя.

По этой причине в башкирской художественной литературе, в исследованиях ученых-литературоведов, которые посвящены вопросам изображения образа женщины-башкирки, в большинстве случаев, особый акцент делается на отсутствие грамотности, на том, что она безропотно, слепо подчиняется патриархальным устоям.

Вступление в брак делало женщину совершенно зависимым существом; замужество превращало ее в безвольную, неспособную бороться рабыню. Брачные отношения и патриархальные правила обязывали женщину быть в полном подчинении мужу. Супруг становился ее хозяином: и светские, и шариатские законы давали право мужчине вершить по отношению к жене любые действия: применять физическую силу, наказывать, лишить свободы.

Положение женщины-башкирки в патриархальном обществе было сложным и противоречивым. Во-первых, женщина-башкирка была бесправна и терпела гнет в семье и в быту. С другой стороны, она имела большой моральный вес в обществе. Особенно уважаемы были в башкирских селениях пожилые женщины, так называемые «байбисэлэр», «ил инэлэре», «асинэйзэр». Противоречивость положения женщины проявлялось еще и в том, что она всегда была объектом восхищения, преклонения со стороны противоположного пола.

Все это сложное соединение социальных, исторических и нравственных проблем, которые испокон веков были связаны с положением в обществе башкирской женщины, конечно же, отразилось в полном объеме и в устном народном творчестве, и в художественной литературе. Актуальность темы, таким образом, заключается в безусловной значимости изображения женских образов в фольклоре и литературе для того, чтобы осмыслить один из основных вопросов истории башкирской культуры и цивилизации.

Как известно, идеал башкирской женщины складывался веками, постепенно обретая определенные черты, которые и нашли свое отражение в фольклоре: в эпосах, легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках и в других видах устного народного творчества.

На женские образы, которые превратились в символ художественно-эстетического идеала, указывают большое количество шедевров башкирского фольклора. Наиболее ярко идеал женской красоты сконцентрировался в художественных образах: Хумай (Ъомай), героини башкирского народного эпоса «Урал батыр»; Айсылу (Аййыяыу) и Нэркэс (Нэркэс), героинь башкирского народного эпоса «Акбузат» и др.

Олицетворением идеала женщины в произведениях, которые являются общими для устно-поэтического творчества тюркоязычных народов являются Барсынхылу (Барсын^ыыу) из эпоса «Алпамыша и Барсынхылу» («Алпамыша менэн Барсын^ыыу»), Маянхылу (Маянйыяыу) - из эпоса «Кузыйкурпес и Маянхылу» («Аузыйкурнэс менэн Маянйыяыу» и др. образы.

Такие сказания, как «Юсуф и Зулейха», «Тахир и Зухра» и другие появились у башкир под влиянием восточной литературы и описывают женские образы, которые приобрели нарицательное значение, соединив в себе воедино самые прекрасные черты духовной и физической красоты.

Вслед за фольклором и литература внесла свою лепту в формирование привлекательного женского образа, в формирование идеала башкирской женщины.

О женских образах, превращенных в символ художественно-эстетического идеала, свидетельствует великое множество шедевров башкирской художественной литературы: это в литературе дооктябрьской революции образы Сарви, Марьям, Джамили, Хаят, Камар, Халимы и др. из произведений Ризаитдина Фахритдинова, Мажита Гафури, Сафуана Якшыгулова, Даута Юлтыя; в литературе советского периода образы Айбики из повести Хадии Давлетшиной «Айбика» («Айбикэ»), Гульюзем (Гелйезем) из романа «Иргиз» («Ыриыз»). В литературе более позднего советского периода можно выделить образы Емеш из трилогии Зайнаб Биишевой «К свету» («Яктьнл»), Айгуль (Айгел) из драмы «Страна Айгуль» («Айгел иле»), Старшая мать (Оло инэй), Ак-Йондоз (Акйондо?) из повести Мустая Карима «Озон-озак бала сак» («Долгое-долгое детство»). В современной башкирской литературе можно выделить женские образы в произведениях

Тансулпан Гариповой «Буренушка» («Бейрэкэй»), Гульнур Якуповой «Женщины» («Катындар»), Гульсиры Гиззатуллиной «Обитель души» и др.

Цель исследования - проследить эволюцию образа женщины, начиная с самых его истоков (характеров, созданных устным народным творчеством), доказать, что черты женского характера, складывавшиеся веками и нашедшие свое отражение в устном народном творчестве, соответствуют идеалу башкирской женщины не только в древние времена, но и в наше время.

Для достижения цели перед исследованием были поставлены следующие задачи:

• выявить черты характера, присущие положительным героиням в произведениях башкирского фольклора и башкирских писателей;

• выявить общие черты в описании идеала женщины в произведениях башкирского фольклора и произведениях башкирских писателей.

• показать, что те же положительные черты, присущие башкирскому народному женскому идеалу, есть у героинь произведений башкирских писателей

• путем анализа женских образов произведений башкирского фольклора (эпосов, сказок, сказаний, легенд, песен, пословиц и поговорок) и героинь произведений башкирских писателей установить, что народный идеал башкирской женщины и героинь произведений башкирских писателей - един.

Предметом исследования являются черты женского характера, положенные в основу народного женского идеала и идеала женщины в башкирском фольклоре и литературе.

Объектом исследования являются такие образцы башкирского фольклора, как эпосы, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и произведения башкирских писателей ХХ-XXI веков.

Основными методами исследования являются: анализ литературоведческих статей и монографий, сравнительно-сопоставительные, исторические методы, анализ фольклорных произведений и произведения башкирских писателей.

Источниками информации послужили литературные статьи, монографии, художественные произведения и Интернет ресурсы.

Гипотеза, выдвинута нами, следующая: мы предполагаем, что идеал башкирской женщины, сформировавшийся за столетия в башкирском фольклоре, остается в основе своей таким и в наши дни.

Научная новизна работы. Безусловно, проблема, выбранная для исследовательской работы, интересовала и продолжает интересовать многих ученых, которые занимаются вопросами башкирского фольклора и башкирской литературы. Мы считаем, что до сегодняшнего времени исследователи обращались к этой теме «попутно», изучая другие научные вопросы. В нашей работе этот вопрос является объектом всестороннего изучения и специального научного исследования. Новизна работы определяется тем, что в ней дается живой эстетический и идеологический процесс формирования женского идеала, отраженный в художественном сознании башкир.

Степень изученности проблемы. В настоящее время имеется ряд научных трудов, посвященных духовно-нравственному потенциалу фольклора и литературы разных народов и его значению в воспитании подрастающего поколения (В.Ф.Афанасьев, З.П.Васильцова, Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов, О.Д.Мукаева, С.А.Мухамедьянов, З.Г.Нигматов, А.М.Сафин, М.Г.Тайчинов, Я.И.Ханбиков и др.). В Республике Башкортостан проблемы использования идеальных образов фольклора и литературы в своих трудах рассматривают исследователи: К.Ш. Ахияров, В.И. Баймурзина, Д.Ж. Валеев, И.И. Валеев, К.Х. Гизатуллина, Т.К. Исхаков, Л.М. Кашапова, И.Г.Кульсарина, Ю.З.Кутлугильдина, С.А.Мухамедьянов, Л.Х.Салимова, А.М.Сафин, А.В.Хажин, Р.А.Хамидуллина, Г.Р.Хусаинова и другие. В их трудах выявлены прогрессивные традиции башкирского фольклора и идеального женского образа в произведениях башкирских писателей и поэтов, разработаны направления их использования в эстетическом и нравственном воспитании подрастающего поколения. В этих исследованиях они опираются на труды, посвященные истории, культуре и национальным традициям башкирского народа (Д.Ж. Валеев, А.А. Валиди, С.А. Галин, И.Г. Галяутдинов, Р.Г. Кузеев, Ф.Т. Кузбеков, Ф.А. Надршина, Р.А. Султангареева, Р.З. Янгузин, С.Н. Шитова и др.).

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования послужили для нас известные труды отечественных и зарубежных авторов: мыслителей, эпиков, литературных критиков, литературоведов, этнографические и публицистические работы просветителей и педагогов.

Поскольку объектом исследования являются башкирский фольклор и литература, важнейшей методологической опорой были для нас труды башкирских литературоведов и историков таких, как А.Н. Киреев, М.М. Сагитов, А.М. Сулейманов, Г.Б. Хусаинов, М.Х. Идельбаев, С.А.Галин, Ф.А.Надршина, Д.Ж.Валеев, Ф.Г.Хисаметдинова, Г.Р.Хусаинова, З.Я.Шарипова, Г.Н.Гореева, Г.Ф.Хилажева, Н.А.Хуббутдинова и др.

Теоретическая и практическая ценность работы. Первая попытка рассмотрения эволюции образа идеала женщины в башкирской литературе сама по себе является, с нашей точки зрения, важным шагом в решении самостоятельной литературоведческой проблемы.

Апробация работы. Основные результаты работы нашли отражение в следующих выступлениях:

1. Нигаматова А. А. «Башкорт халык йырзарында клтын-кыз образы» // Районный семинар учителей башкирского языка и литературы // с. Малояз Салаватский район. Республика Башкортостан 2017 г.;

2. Нигаматова А.А. «Воспитание девочек средствами башкирского фольклора и литературы»// Методическая конференция классных руководителей МОБУ ООШ с. Мечетлино // с. Мечетлино Салаватский район Республика Башкортостан, 2018 г.

3. Нигаматова А.А. «»IV Всероссийская (с Международным участием) научно-методическая конференция «Современные проблемы преподавания башкирского языка как родного и государственного в Республике Башкортостан и других регионах Российской Федерации», посвященная 100-летию образования Башкирской АССР и 110-летию Башкирского государственного университета, г. Уфа Республика Башкортостан, 15 февраля 2019 г.(в печати)

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы - 130 страниц.


Выдержка из текста работы

ПЕРВАЯ ГЛАВА. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛА ЖЕНЩИНЫ В БАШКИРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

1.1. Идеал женщины в эпосах, кубаирах, сказаниях и легендах.

«Эпос - это живое прошлое народа в масштабах героической идеализации, - писал академик В. М. Жирмунский. Отсюда его научная историческая ценность и в то же время его большое общественное, культурно-воспитательное значение».

Вопрос о происхождении в эпических произведениях башкирского народа образа женщины-героини является древним и корнями простирается в эпоху, называемую матриархатом. Но надо отметить, что в башкирских эпических произведениях, как и в эпосах других народов, говорящих на тюркских языках, матриархата в «чистом виде» не наблюдалось. В содержании эпосов получает развитие вопросы патриархата и мужского права. Следовательно, главным героем эпического произведения бывает мужчина-богатырь, в образе которого содержится символ защитника родной земли, который борется, чтобы объединить разрозненные племена и роды в так называемый единый сообщество - народ. Но несмотря на это образы женщин занимают в эпическом произведении важнейшее место, на протяжении многих веков идут рядом с батыром, оказывают помощь в его ему в самых ответственных, трудных моментах жизни. В величественные образы женщин башкиры вложили такие чувства, как надежда на лучшее будущее, вера в правду, и, конечно же, преклонение перед красотой.

Женщину-богатыршу мы можем встретить и в эпическом творчестве других народов, например, у представителей коренных народов Кыргызстана, Казахстана, Саха-Якутии, Алтая и др. Образы героинь этих эпосов наделены набором качеств, которые составляют идеальную женщину: она необыкновенно красива, умна, обладает высокими нравственными качествами. Также она, как и главный герой эпосов - богатырь, смелая, решительная, физически сильная и т.п. Нужно отметить, что народ поэтизирует героинь эпических произведений не столько как физически сильных женщин, сколько как умных и проницательных, то есть идеализирует черты, которые соответствуют образу хранительницы домашнего очага.

Для того чтобы обозначить жанровые разновидности эпоса, в научном своде башкирского фольклора, который составляет 18 томов, принято три термина: кубаир - песнь-прославление (коба - превосходный, славный, йыр - песня); хикаят (хикэйэт) - рассказ, повествование, повесть; кисса (кисса) - рассказ, сказание, история. Эти три вида башкирского эпоса различаются степенью историчности в содержании, но они вполне точно отражают отличительные черты башкирских эпосов.

Как отмечалось ранее, в башкирских эпических сказаниях, наряду с такими чувствами, как надежда на лучшее будущее, вера в правду, мудростью многих веков, народ изобразил и свое представление о том, каков же идеал женской красоты. Красота внешняя в образцах эпического творчества всегда функциональна, она содержит в себе понятие об исключительности образа и положительности качественных характеристик героини. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова красота трактуется как:

1) красивая внешность;

2) качество, дающее наслаждение душе [Ожегов, 2004: 388].

В башкирских эпосах женщина, являющаяся одной из главных героинь, всегда неотразимо красива, вместе с героем-батыром, является активной участницей в развитии событий. Мифические женщины из башкирских эпосов: Хумай (Ьомай), Айхылыу (Лй11ылыу), Барсынхылыу (Барсын^ыыу), Хыухылыу (Ныуйылыу), Наркас (Нэркэс), Тандыса (Тандыса) - все они красивы и обаятельны. Значительное место, отводимое в фольклоре красоте, прежде всего связано с представлениями древнего языческого культа о преклонении, поэтизации красоты как важной и существенной категории. Понятие красоты приравнивается выдающейся физической силе батыров, в кубаирах, сказаниях, легендах, сказках, песнях и других жанрах башкирского фольклора восхваляется Красота.

Таким образом, идеальная женская красота - один из основных концептов в мировоззрении всех народов, который отобразился в созданных ими эпических произведениях. Через образы основных героинь кубаиров до нас дошли представления о красоте, многовековой духовный опыт башкирского народа, обобщив его эстетические, морально-нравственные взгляды.


Заключение

Красота во все времена и у всех народов являлась неотъемлемой качественной характеристикой женщины. Согласно мнению известного мыслителя Г. Зиммеля это звучит достаточно банально, но женщины действительно прекрасный пол и в этом нет никаких сомнений. Понятие «красота» применимо именно к женщине, а для мужчины более точными будут термины «значительность», «мужественность». Женщина должна быть прекрасной, и это не сводится лишь к внешности. Красота - это единство внутреннего и внешнего, гармония частей в их целостности, завершенность создания человека, самодостаточность в себе самой. Красота более свойственна женскому образу, нежели мужскому. Женское тело гораздо ближе к идеалу красоты, чем мужское.

В разные исторические эпохи, у разных народов изменялись объем и содержание понятия «красота». Тысячелетиями и веками в народном сознании складывались представления о женской красоте, красоту воспевали поэты и художники, своды обычного, религиозного и официального прав устанавливали свои понятия и нормы о красоте (нравственности), природа и образ жизни диктовали свои условия. Из истории литературоведения известна классификация Ю. Лотмана, которую взяли за основу Екатеринбургские ученые.

В исследованиях красота рассматривается как одна из важных определяющих. Многообразие ролей, набора ожидаемых образцов поведения (или норм) для женщин, в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что гендерные роли и категории формируются культурой. Так, в качестве примера можно отметить исполнение женщиной в башкирском традиционном обществе совершенно различных ролей, иногда прямо противоположных общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола. В условиях суровой жизни женщины-башкирки наравне с мужчинами учились переносить трудности, лишения, в них так же, как в мужчинах, воспитывались находчивость, смелость и мужество. В тех семьях, где отсутствовали мужчины, уход за конями выполняли девочки или молодые женщины, которые ни в чем не уступали мужчинам. Многие девочки, девушки также стреляли из лука, занимались верховой ездой, охотой, всеми видами хозяйственных работ. В отзывах о взрослых девушках подчеркивались, наравне с трудолюбием, их смелость, сила, ловкость и проворность. Даже в конце XIX - начале XX века А. З. Валиди в своих «Воспоминаниях», сравнивая обычаи башкир и мишарей, отмечает, что башкирские девушки, в отличие от мишарских, повадками были схожи с джигитами и ездили верхом. Девушка Махуб боролась с парнями, желающими взять ее в жены и отвергала побежденных. Вышла замуж она за силача из другого аула. Множество подобных примеров содержится в народном творчестве башкир. Например, в эпосе «Алдар и Зухра» говорится о красавице-батыре Зухре, которая с детства упражнялась в стрельбе из лука, езде на конях, - в этом ей не было равных не только среди девушек, но и среди мужчин. В эпосе «Алпамыша» красавица Барсынхылу с детских лет слыла богатыршей и в борьбе посрамила многих мужчин-батыров. В предании «Таштугай» говорится о девушке Кюнхылу, которая в состязаниях по попаданию в цель стрелой сквозь подвешенное кольцо заняла второе место, а в поднятии монеты на полном скаку - первое место. За это отец подарил ей все свои стрелы и доспехи и разрешил ездить на самом резвом коне.

Воспитание башкирских детей зависело и от социального положения родителей. Можно предположить, что воспитание девушек со склонностью к мужским занятиям было возможно только в состоятельных семьях, особенно если в семье не было наследников. Например, в том же сказании «Алдар и Зухра» героиня сама признается, что «таковые мужчинам приличные упражнения отвлекли меня от женских работ. Я не помогала матери моей ни в доении кобылиц, ни в делании корота, а иголку с веретеном и в руки не брала. С рассветом дня я вставала, опоясывала саблю и лук со стрелами, садилась на лучшего коня и пускалась в степь, объезжая стада моего отца, и защищала их от нападения лютых зверей. Мать моя часто меня журила, что я не свое дело делаю, отцу же моему, напротив, сие было приятно. Он, не имев сына, называл меня всегда своим батыром и потворствовал мне в моей страсти». В отличие от нее, старшая сестра Сылубика была более склонна к рукоделию. Вероятно, здесь следует иметь в виду, что у башкир сами по себе занятия верховой ездой, охотой, упражнения в стрельбе из лука никогда не были исключительно мужским занятием и были вызваны суровой необходимостью образа жизни. К первой же половине XIX века упражнения в них девушек стало одним из способов проведения досуга, а также относилось к одному из традиционных элементов различных народных праздников. При этом, безусловно, основной целью воспитания девочек была подготовка из них жен, матерей.

Так какая же она, женская красота? Из каких составляющих она складывается? Понятно, что здесь не может быть однозначного ответа: сколько народов, столько же и представлений, обусловленных природно-климатическими и историческими факторами. Исходя из народной традиции, при оценочной характеристике девушки ее внешняя красота и физическое здоровье имели большое значение, но ее трудовые навыки, ее трудолюбие и умение вести хозяйство были приоритетными и прежде всего брались в расчет. Матери хотели видеть своих дочерей трудолюбивыми, скромными, воспитанными. Недаром советовали в народе: «Хвали не красоту дочери, хвали ее трудолюбие», «От избалованной (невоспитанной) девушки пользы не будет». Трудолюбие девушки-невесты в народе считалось одним из главных ее достоинств: «Выбирай девушку не на посиделках, а на жатве», «Коня не выбирай в дождь, а девушку - на празднике», «Когда выбираешь девушку, пусть ночь будет темна», «Ленивую замуж не берут».

Вполне логично, что красота часто представляется и неотъемлемым залогом здоровья, так как именно здоровая женщина способна родить физически здоровых детей, а это по понятиям башкир (как, собственно, и всех народов) являлось главным назначением женщины. Здоровый цвет лица, розовые щеки, густые длинные волосы, физическая сила - неотъемлемые атрибуты девичьей красоты.

Поэтому испокон веков родители девочкам с малых лет желали через колыбельные песни красоту: брови как крылья ласточки, глаза - озеро, ресницы - камыши вокруг озера, ротик, носик как наперсток, розовые щечки, стан - гибкая ива.

Будя свою дочь, мама приговаривает:

«Волосы твои пусть будут камышами, стан - стройная ива».

Играя, говорит ей:

Отцу словно луна,

Матери словно солнце,

Если в гостях побудет,

Будто светлая луна в ночи.

Девушки тщательно следили за собой, за своей внешностью, одеждой. Не зря в народе смеялись: «Пока девушка оденется, бесплодная корова разродится». В девичью пору еще особый уход за внешностью был возможен. Девушка была относительно свободна и не так загружена работой. «Гуляй, пока солнце согревает, наряжайся, пока отец опекает», - говорили в народе. Волосы считались особенным украшением девушки. Следует напомнить, что характерным отличием незамужних женщин было хождение с непокрытой головой, поэтому, естественно, красоте волос уделялось большое внимание.

Женская красота воспевается почти во всех жанрах башкирского народного творчества и отражает, прежде всего, традиционные восточные черты. Перед нами предстает стройная красавица с длинными черными косами (но воспеваются и златовласые красавицы), круглым лицом, сверкающими глазами с завесой длинных ресниц, с высокой упругой грудью, тонкой талией, вдобавок ко всему перечисленному: «мягкие ямочки на щечках», «на левой щеке темнеет родинка - которой нежнее нет», «блещет улыбка», «зубы - жемчуг» и т.д. Красивая девушка в башкирских песнях это женщина с красивыми черными дугообразными бровями, черными очами («Салимакай»), длинными ресницами («Кусбика»), величавым станом («Пустил егет стрелу»), с косами ниже пояса («Аргаяш»). Ее фигура сравнивается с тростиночкой - кураем, а «пальцы, словно камышинки, ноготочки, как из серебра» («Бибикайнур»). Из таких деталей слагается идеал женской красоты.

Неотъемлемой деталью совершенной красоты было умение девушки петь, танцевать, импровизировать. Искусство танца давно отмечало индивидуальную особенность женской пластики, импульсивность и обаяние, женственность и очарование движений тела, так как женщина более непосредственно переводит душевные переживания и психологические состояния на язык жестов, интонаций, мимики, словесных действий и поступков, отмечает Г. Зиммель.

Например, юная Гильмияза, героиня одноименного предания, отличается не только чудесной красотой, но и поэтической одаренностью. Она участвует в певческих состязаниях на празднествах и одерживает победы в честь своего (бурзянского) рода. Согласно преданию, песня «Гильмияза», получившая весьма широкую популярность, была сложена самой героиней. В предании «Таштугай» Кюнхылу славилась красотой, искусством верховой езды и певческим даром. Искусной певуньей была и Янифа в одноименном предании. А в предании «Карасяс» не было равных в пении и пляске девушке Карасяс, слава ее в этом разошлась далеко вокруг.

Представления о красоте девушки в народном сознании связаны и с другими, более важными для жизни качествами: скромностью, чистотой души, внутренней красотой. В песне «Кушъяулык», например, мы видим портрет одной из таких девушек:

Повстречал тебя совсем случайно

И лица не смог я разглядеть.

Взор она подняла, прошла с улыбкой.

Как ты догадалась кушъяулык надеть.

«Красивая девушка - для глаз, умная - для души», «Девушка мила нравом», «Богатство девушки - светлый характер». Требования к нравственному облику девушки были весьма высоки. Недостойное поведение девушки - это пятно на репутации ее семьи: «Дочь в доме, ее нрав - на миру». «У девушки сорок советами, сорок первая - розга», - то есть за девушкой нужен глаз да глаз, за ее судьбу все в ответе, и держать ее надо в строгих правилах, вплоть до наказания. Любой проступок девушки, который мог бы запятнать ее репутацию и репутацию ее дома, осуждался в народе: «Доброе имя девушек тоньше волоса», «Мужчинам - забава, женщинам - позор». «Собака - лая, егет - гуляя, девушка - смеясь, стареют», - предостерегали в народе. Девушка с запятнанной репутацией не могла рассчитывать на приличного жениха: «Хоть сорок лет невесте, но пусть будет девушкой», «Та, что блудливому доверилась, без мужа осталась». Об этом же поет девушка в песне «Полюбил любимый»: В небе синем ласточка летает.

Вейся, алогрудая, кружи.

Полюбил любимый, да оставил, Кто теперь возьмет меня, скажи?

Ответственность за нравственное состояние в семье лежала главным образом на женщине, а охранять честь и достоинство женщины должен был, безусловно, мужчина - отец, брат, муж. Об этом поется в башкирских народных песнях:

.Две девицы за водицей

С разных движутся концов.

Мы за ними наблюдаем,

Опасаясь их отцов.

(«Так - не гоже»).

Бибкай по воду идет -

Два ведра она несет.

Я ее поцеловал бы,

Да боюсь, отец побьет.

(«Бибкай»).

. .Как твоя расшита тюбетейка:

В сто узоров шелк и мишура!

Кто ж тебе дурное слово скажет,

Если ты егетова сестра!

(«Серебряный перстенек») .

Девушки из знатных, состоятельных семей могли не обладать той свободой, которая была свойственна девочкам из обычных семей. В предании «Кюнхылу» отец, «известный в этих местах богатей Карабай, держал свою любимую единственную дочь дома, никуда не выпускал. Боялся, что похитят».

Кроме того, они были избавлены от тяжелой работы. Хотя такие семьи, где женщины могли проводить время в праздности, среди башкир были редкостью. Так, П. Небольсин пишет, что башкиры считают предосудительным иметь прислугу: в доме одна работница - жена.

В народной среде же к подобным девушкам относились с иронией: «У изнеженной ханской дочери пальчики как камышинки» (Хан кызы ханыш, бармактары камыш), «У ханской дочери опухли руки, когда она взяла иглу» (Хан кызыныц кулы энэ тотоп кабарFан), «У ханской дочери, даже взяв кубыз [муз. инструмент], руки болят».

Башкирские девушки и женщины, как и некоторые другие мусульманские народы всегда пользовались косметикой. Наряженные девушки становятся похожими на цветок, наряженные женщины становятся похожими на девушек, говорили в народе. Из эпического сказания

«Куз-Курпяч» (версия Т. Беляева) как говорил один башкир, жена его казалась красавицею тогда, как имела бодягой выкрашенные щеки, и белою глиной или иным чем, не знаю, намазанное лицо.

В эпическом сказании «Акхак-кола» также говорится: Знатные жены красу наводили, А те, что попроще, - пищу варили.

Таким образом, в качестве собирательно -традиционного образа женской красоты у башкир, как и многих народов, выступает образ гармоничной обликом женщины. И именно женщина вносит в мир такие черты, которые содействуют гармонии и совершенствованию человечества.

На основании результатов данного исследования доказано, что черты женского характера, складывавшиеся веками и нашедшие свое отражение в устном народном творчестве, соответствуют идеалу башкирской женщины не только в литературе до Октябрьской литературы, но и в литературе советского и современного периода. И черты эти не являются только внешними. Главное, что всегда составляло истинную красоту женщины, - это ее внутренние качества, такие, как доброта, верность, душевность, отзывчивость, ум, трудолюбие, способность любить, кротость. Эти же качества остаются востребованными и в наши дни, несмотря на то, что времена изменились, положение в обществе женщины тоже изменилось. Но женщина по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, и поэтому прежнюю ценность имеют те качества, которые всегда ценились в женщине народом.

Ф.М. Достоевский сказал, что «красота спасет мир». Мы уверены, что именно внутреннюю красоту, красоту души женщины имел в виду знаток души народа. И мы уверены, что именно женщины смогут возродить престиж семьи.


Список литературы

1. Альчук, А.А. Женщина и визуальные знаки. - М., 2000.

2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: / В.П. Аникин. - М. - Высш.шк. - 2001. - 726 с.

3. Аникин, В.П. Русский богатырский эпос: Пособие для учителя. - М. 1964. - 191 с.

4. Арсентьева, Е.Ф. Сопоставительный анализ фразеологических единиц. - Казань: изд-во Казанского университета, 1989, 126 с.

5. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. В 3-х т. - М., Гослитиздат, 1957 - 1958.

+ еще 21 источник


Примечания

Оригинал в pdf

Тема: «Средства формирования идеала женщины в башкирском фольклоре и литературе»
Раздел: Культурология
Тип: Магистерская работа
Страниц: 131
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Похожие материалы
  • Дипломная работа:

    Фольклорно-этнографический материал в творчестве казахских и башкирских писателей

    120 страниц(ы) 

    Введение ….…. 3
    Глава І. Наследие Мустая Карима и Тахауи Ахтанова в башкирской и казахской литературе…. ….….8
    1.1. Творчество Мустая Карима в башкирской литературе.8
    1.2. Т. Ахтанов – классик казахской литературы….…23
    1.3. Историческая достоверность и художественный вымысел в произведениях М. Карима и Т. Ахтанова.37
    Глава ІІ. Фольклорно-этнографические мотивы в творчестве Мустая Карима и Тахауи Ахтанова….….….…45
    2.1. Фольклорные мотивы в произведениях Мустая Карима….….…. 45
    2.2. Фольклорные традиции в произведениях Тахауи Ахтанова….….64
    2.3. Отражение этнографического материала в произведениях М. Карима и Т.Ахтанова….70
    Глава ІІІ. Педагогические условия изучения творческого наследия М.Карима и Т.Ахтанова в современной школе….…. 80
    3.1. Значение произведений писателей в воспитании подрастающего поколения….….80
    3.2. Современные методы в изучении творчества Мустая Карима и Тахауи Ахтанова ….…90
    Заключение….….107
    Литература….….110
  • Магистерская работа:

    КОНЦЕПТ «РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    95 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Концепт «русское варенье» в русской культуре и литературе
    § 1 Исторические и культурно-бытовые источники концепта «русское варенье» 9
    § 2 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе первой половины XIX века 16
    § 3 Концепт «русское варенье» в русской классической литературе второй половины XIX века 28
    Глава 2. Концепт «русское варенье» в русской литературе ХХ-ХХ1 вв.
    § 4 Концепт «русское варенье» в пьесе Л. Улицкой «Русское варенье» 44
    § 5 Концепт «Русское варенье» в стихотворении И. Кабыш «Кто варит варенье в июле» 52
    Глава 3. Методические рекомендации по проведению культурно-просветительских и образовательных мероприятий в школе на тему «Концепт «русское варенье» в русской культуре, искусстве и литературе»
    § 6 Тема «варки варенья» в русской прозе и поэзии XIX века: рекомендации к проведению урока по литературе в 10 классе 55
    § 7 Конспект внеклассного занятия «Русское варенье как элемент традиционной русской культуры» 62
    Заключение 73
    Список литературы 76
    Приложение 1 79
    Приложение 2 83
  • ВКР:

    Система грамматических категорий глагола в башкирском, русском и английском языках и проблемы усвоения глагольной системы в башкирской средней школе

    104 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА В ЯЗЫКОЗНАНИИ 7
    1.1. Башкирское языкознание о грамматических категориях глагола 7
    1.2. Глагол как часть речи в русском языкознании 12
    1.3. История развития глагольных категорий английского языка 24
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
    ГЛАВА II. СИСТЕМА ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ГЛАГОЛА В БАШКИРСКОМ, РУССКОМ, АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ 34
    2.1. Категории рода, числа, лица 34
    2.2. Категория времени глагола 42
    2.3. Категория наклонения 51
    2.4. Категория неличных форм глагола 59
    2.5. Категория залога и вида 61
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 67
    ГЛАВА III. СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА В ШКОЛЕ.68
    3.1. Методика сопоставительного изучения грамматики 68
    3.2. Методика сопоставительного изучения категории времени башкирского, русского, английского глаголов 75
    3.3. Методика изучения категории наклонения башкирского, русского и английского глаголов 78
    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 89
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
    ЛИТЕРАТУРА 97
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 101
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 102
    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
  • Дипломная работа:

    Герой-денди в творчестве О. де Бальзака: методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе

    61 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    Глава 1 ДЕНДИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЕ 19 ВЕКА 5
    1.1. Денди как явление в европейской культуре и литературе 5
    1.2. Денди во Франции первой половины 19 века 10
    1.3. О. де Бальзак и его отношение к дендизму 16
    Выводы по главе 1 20
    Глава 2 ГЕРОИ-ДЕНДИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. ДЕ БАЛЬЗАКА 21
    2.1. Образ денди в повести О. де Бальзака «Гобсек» 21
    2.2. Образ денди в романе О. де Бальзака «Отец Горио» 24
    Выводы по главе 2 28
    Глава 3 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О. ДЕ БАЛЬЗАКА 29
    3.1. Методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе 29
    3.2. Методика работы с текстом на уроке французского языка на примере отрывка из романа «Отец Горио» 36
    3.3. Методические рекомендации по организации заключительного урока, посвященного анализу фрагмента романа «Отец Горио» О. де Бальзака . 39
    Выводы по главе 3 46
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
    ПРИЛОЖЕНИЕ 53
  • Дипломная работа:

    Ономастическое пространство башкирского мифологического эпоса

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БАШКИРСКИХ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В ОНОМАСТИКИ….
    1.1 Понятия ономастики и фольклорной ономастики….
    1.2 Изучение ономастики и фольклорной ономастики….
    1.3 Изучение понятия ономастики в башкирском языкознании….
    Выводы по I главе
    ГЛАВА II. ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСВО В БАШКИРСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ….
    2.1 Понятие ономастического пространства….
    2.2 Картина материального мира и духовной жизни башкир по данным башкирских народных песен….
    Выводы по II главе
    ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНОМАСТИКИ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА….
    3.1 Изучение ономастической лексики в школе….
    3.2 Лингвистическое краеведение в школе…
    Выводы по III главе
    ЛИТЕРАТУРА….
  • Дипломная работа:

    Место флейтового искусства в казахской традиционной музыкальной культуре

    78 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ ….
    ГЛАВА I. Место флейтового искусства в казахской традиционной культуре….
    1.1. Функциональные характеристики флейты ….
    1.2. Распространенные регионы флейты…
    ГЛАВА II. Великие исполнители великого искусства …
    2.1.Устройство и возникновение Сыбызғы флейты. …
    2.2.Апликатура и приемы звукоизвлечения…
    2.3. Сыбызғы флейта в практике оркестров и ансамблей …
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…
    ЛИТЕРАТУРА….
    ПРИЛОЖЕНИЕ…

Не нашли, что искали?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Другие работы автора
  • Дипломная работа:

    КОНСТИТУТИВНАЯ ЭКСПРЕССИЯ ГЕНОВ BnGSHW AtGSTFll В ТРАНСГЕННЫХ РАСТЕНИЯХ ТАБАКА

    69 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 7
    Глава 1. (ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 10
    1.1. Стрессовые факторы 10
    1.2. Окислительный стресс 11
    1.2.1. Активные формы кислорода 12
    1.3. Антиоксидантная система растений 14
    1.3.1. Глутатион 15
    1.3.2. Пролин 19
    1.3.3. Супероксиддисмутаза 25
    1.4. Повышения уровня стрессоустойчивости растений 28
    1.4.1. Генно-инженерные стратегии для повышения стрессоустойчивости растений 30
    ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
    2.1. Материалы исследования 32
    2.2. Методы исследования 34
    2.2.1. Агробактериальная трансформация листовых эксплантов табака 34
    2.2.2. Стерилизация и выращивание семян трансгенных растений табака на селективной среде 36
    2.2.3. Морфометрический анализ трансгенных растений табака 38
    2.2.4. Выделение РНК и анализ содержания мРНК AtGSTF11 40
    2.2.5. Биоинформатический анализ 40
    2.2.6. Анализ активности супероксиддисмутазы, каталазы и содержания пролина в трансгенных растениях табака по гену AtGSTF11 41
    2.2.7. Метод дидактической многомерной технологии (логико-смысловое моделирование) 42
    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 44
    3.1. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена BnGSH при нормальных условиях произрастания 44
    3.1.1. Анализ длины корней трансгенных растений табака при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри при нормальных условиях (+25°С) 44
    3.1.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака 45
    3.2. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена BnGSH при действии стрессовых факторов 46
    3.2.1. Анализ роста корней трансгенных растений табака при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри в условиях стресса 46
    3.2.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака при действии стрессовых факторов 50
    1.1. Определение профиля экспрессии гена AtGSTFll при действии стрессовых факторов на дикий тип A. Thaliana 55
    3.4. Биоинформатический анализ гена AtGSTFll 54
    3.5. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll при нормальных условиях произрастания 58
    3.5.1. Определение параметра роста корней трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 в нормальных условиях 59
    3.5.2. Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll 59
    3.6. Морфометрический анализ трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTFll при действии стрессовых факторов 60
    3.6.1 Анализ роста корней трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 при выращивании на вертикально-ориентированных чашках Петри в условиях стресса 60
    3.6.2 Морфометрический анализ побега трансгенных растений табака с конститутивной экспрессией гена AtGSTF11 при действии стрессовых факторов 62
    3.7. Определение активности супероксиддисмутазы, каталазы и содержание пролина в трансгенных растениях Nicotiana tabacum L. по гену AtGSTFll 65
    3.8. Обсуждение 67
    ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 75
    4.1. Обоснование темы работы 75
    4.2. Разработка лабораторной работы «Приготовление и стерилизация питательной среды Мурасиге-Скуга» 76
    4.2.1. Теоретическая часть 76
    4.2.2. Разнообразие и приготовление питательных сред 77
    4.2.3. Гормональная регуляция в культуре клеток и тканей «in vitro» 81
    4.3. Применение многомерных дидактических технологий в программе высшего учебного заведения 86
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
    ВЫВОДЫ 89
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
  • Дипломная работа:

    Создание электронного учебного пособия «Алгоритмизация»

    53 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ….3
    1. ПОДГОТОВКА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ….6
    1.1. Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики…6
    1.2. Принципы построения электронного учебного пособия….10
    1.3. Структура электронного учебного пособия….14
    1.4. Достоинства и недостатки электронных учебных пособий….17
    1.5. Методические рекомендации по созданию электронного учебника.19
    2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ…22
    3.ОПИСАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ» ….29
    3.1. Назначение и технические характеристики электронного учебника по теме «Алгоритмизация»….29
    3.2. Состав и структура электронного учебного пособия по теме
    «Алгоритмизация»…38

    4. ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ"…43
    Заключение…. 44
    Литература…46
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 CD – диск электронного учебного пособия «Алгоритмизация»…. …49
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Методическое пособие «Основы алгоритмизации»….50
  • Реферат:

    Диалог разных культур на уроках русского языка

    12 страниц(ы) 

    Диалог разных культур на уроках русского языка
  • Дипломная работа:

    Тема детства в таджикской и русской литературах xx века: теоретический и методический аспекты изучения

    66 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАДЖИКСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. ТОЛИСА
    1.1. Творческая биография талантливого писателя ХХ века 6
    1.2. Ребенок и окружающий мир в прозе П. Толиса 11
    Выводы по первой главе 17
    ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПРОЗЕ Ю. НАГИБИНА
    2.1. Изображение внутреннего мира автобиографического героя в «Книге детства» 18
    2.2. Тонкий мир «трудного подростка» в рассказе «Зимний дуб». .28
    Выводы по второй главе 34
    ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА Ю. НАГИБИНА В ТАДЖИКСКОЙ ШКОЛЕ
    3.1. Методические материалы к проведению урока по рассказу «Мой первый друг, мой друг бесценный» 36
    3.2. Система уроков по жизни и творчеству Ю.Нагибина в 6 классе. 40
    3.3. Конспект урока внеклассного чтения по рассказу «Зимний дуб» 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
  • Дипломная работа:

    РАЗРАБОТКА WEB – САЙТА С АКТИВНЫМИ ГИПЕРССЫЛКАМИ Дизайн

    62 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
    1. Изучение процесса разработки сайта 5
    1.1. Этапы создания сайта 5
    1.1.2. Дизайн 5
    1.1.3. Web-программирование 5
    1.1.4. HTML верстка сайта 6
    1.1.5. Размещение сайта в сети 6
    1.1.6. Раскрутка и администрирование (поддержка) сайта 7
    1.2. Использование анимации в веб-дизайне 7
    1.3. Внутренние страницы сайта 11
    1.4. Правила работы с текстом 13
    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА «ДИЗАЙН-ГИД» 15
    2. Анализ сайтов 15
    2.1. Критерии анализа сайтов 15
    2.1.1. Навигация 15
    2.1.2. Организация информации 16
    2.1.3. Стиль написания текста 16
    2.1.4. Дизайн 16
    2.1.5. Полнота информации 16
    2.1.6. Скорость загрузки 16
    2.1.7. Используемые технологии 17
    2.1.8. Интерактивность 17
    2.1.9. Частота обновления 17
    2.1.10. Содержание 18
    2.2. Анализ аналогичных сайтов 19
    2.2.1. Сайт, посвященный урокам Photoshop 20
    2.2.2. Сайт, посвященный урокам Corel 21
    2.2.3. Сайт, посвященный урокам 3DsMax 23
    2.3. Логическое проектирование 24
    2.4. Карта сайта 28
    2.5. Содержимое страниц 30
    2.5.1. Новая техника вырезания волос в Фотошоп 30
    2.5.2. Эффект штампа в Corel Draw 37
    2.5.3. Создание материала огня 42
    2.6. Разработка дизайна сайта 44
    2.7. Сведение всех элементов сайта в единую систему 48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
    ПРИЛОЖЕНИЯ 52
    Приложение 1 26 Советов по веб-дизайну 52
    Приложение 2 Создание баннеров 57
  • Дипломная работа:

    Применение психологических техник в работе с женщинами для гармонизации отношений с противоположным полом

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНИК С ЖЕНЩИНАМИ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ 6
    1.1. Теоретические основы гармонизации отношений женщин с противоположным полом 6
    1.2. Женский взгляд на мужчину 16
    1.3. Отношения женщин с противоположным полом 19
    Выводы по первой главе 22
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНИК С ЖЕНЩИНАМИ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ 23
    2.1. Организация и методика разработки психологического тренинга «Стопроцентная Женщина» 23
    2.2. Методики эмпирического исследования для определения уровня гармонизации отношений 36
    2.2.1. Исследование маскулинности-фемининности личности методикой С. Бем 36
    2.2.2. Опросник Басса-Дарки 39
    2.2.3. Тест "Биополе семьи" 42
    2.2.4. Тест "Стабильность брака" 43
    2.3. Итоги опытно-экспериментального исследования 44
    Выводы по второй главе 50
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
    ЛИТЕРАТУРА 53
    ПРИЛОЖЕНИЯ 56
  • Курсовая работа:

    Разработка маркетингового обеспечения товара

    43 страниц(ы) 

    Введение….….3
    1 Методика исследования рынка….…4
    2 Товарная политика предприятия….….10
    3 Разработка каналов распределения и товародвижения….….16
    4 Оценка конкурентоспособности….….19
    5 СТИС и рекламная деятельность….….27
    Заключение….….…35
    Список использованных источников….38
    Приложения….39
  • ВКР:

    Татар телендә тәм белдерүче сыйфатлар

    58 страниц(ы) 

    КЕРЕШ 3
    ТӨП ӨЛЕШ
    БЕРЕНЧЕ БҮЛЕК
    СЫЙФАТЛАРНЫҢ ЛЕКСИК СИСТЕМАСЫНДА ТӘМ БЕЛДЕРҮЧЕ СҮЗЛӘР
    1.1. Сыйфатларның лексик-семантик төркемнәре 7
    1.2. Сыйфатларның тарихи үсеше 12
    ИКЕНЧЕ БҮЛЕК
    ТАТАР ТЕЛЕНДӘ ТӘМ БЕЛДЕРҮЧЕ СЫЙФАТЛАР
    2.1. «Тәм» төшенчәсенең төзелеше 18
    2.2. Борынгы төрки язма истәлекләрдә тәм белдерүче сүзләрнең кулланылышы 20
    2.3. Хәзерге татар телендә тәм белдерүче сүзләрнең лексик-семантик системасы 26
    2.4. Татар теленең диалектларында тәм белдерүче сыйфатларның кулланылышы 35
    2.5. Татар телендә тәм белдерүче сүзләрнең ясалышы һәм кулланылышы 36
    ӨЧЕНЧЕ БҮЛЕК
    СЫЙФАТ СҮЗ ТӨРКЕМЕН ӨЙРӘНҮ МЕТОДИКАСЫ
    3.1. Татар теле дәресләрендә сыйфат сүз төркемен өйрәнү 40
    3.2. Башлангыч сыйныфларда билгене белдерүче сүзләрне өйрәнү 43
    3.3. VІ сыйныфта «Сыйфат» сүз төркемен өйрәнү 46
    ЙОМГАК 51
    КУЛЛАНЫЛГАН ӘДӘБИЯТ ИСЕМЛЕГЕ 54
  • Контрольная работа:

    Психологичексий портрет семьи 4

    28 страниц(ы) 

    1. Общая характеристика семьи….….…3
    2. Генограмма семьи….….4
    3. Анализ результатов диагностики супружеских отношений по методикам:
    3.1. Опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко ….….….5
    3.2. Опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская ….….5
    3.3. Опросник «Реакции супругов на конфликт» А.С. Кочаряна….6
    3.4. «Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы» Д. Олсона….….7
    4. Анализ результатов диагностики детско-родительских отношений по методикам:
    4.1. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г.Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса ….….8
    4.2. «Кинетический рисунок семьи» (для детей 4-10 лет) ….….9
    5. «Психологический портрет семьи»…10
    6. Психологические рекомендациями для членов семьи….….11
    ПРИЛОЖЕНИЕ
  • ВКР:

    Мониторинг учебных достижений мета предметных результатов образования

    57 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1.1. Цели и содержание ФГОС по информатике 6
    1.2. Мониторинг учебных достижений учащихся и принципы его реализации 25
    Выводы по первой главе 35
    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 37
    2.1. Опытно-экспериментальная работа 37
    2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 46
    Выводы по второй главе 51
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
    ПРИЛОЖЕНИЕ 59